Главная > Интервью > «Если бы Лев Толстой жил в коммунальной квартире…»

«Если бы Лев Толстой жил в коммунальной квартире…»

Юморист Аркадий Инин вышел на связь с кировскими читателями с помощью телемоста. Это произошло в рамках акции «Библиомост», к которой присоединилась библиотека имени А.С. Пушкина. Корреспондент «КП» записал самые интересные из ответов драматурга, автора сценариев множества известных фильмов и даже немного актёра…

 

О том, почему он не писатель

– Мне странно, когда меня называют писателем. Писатели – это Чехов или Толстой. А я литератор. Человек, зарабатывающий на жизнь литературой.

Кстати, когда меня представляют, как сатирика, я тоже поправляю: «Какой я сатирик?! Юморист!». Потому что сатирик обличает чужие недостатки. Но для этого надо самому быть идеалом. А если ты по жизни так себе, то бичевать других – неверное занятие.

Я – юморист, человек, который смеётся над самим собой, над своими недостатками. И если читатель в моих самоописаниях вдруг узнаёт себя и начинает смеяться, цель, на мой взгляд, достигнута.

 

О книгах и женщинах

– Моя последняя книга? В наших кругах не принято говорить «последняя книга». Правильнее – крайняя. У меня в прошлом году был юбилей, 80 лет. Поэтому повезло выпустить одновременно два сборника. Один называется «Судьба играет человеком, а человек играет на трубе», второй – «Женщины и все остальные».

В первом собраны юмористические сценарии, повести, рассказы. Второй стал очередной частью моей «женской» энциклопедии, над которой я работаю несколько лет и в которой рассказываю обо всём, что так или иначе связано с представительницами прекрасного пола. Например, «А» – это «Женщина и Автомобиль» или «Женщина и Алкоголь», «Д» – «Женщина и Дети» или «Женщина и Деньги».

Эта энциклопедия началась 10 лет назад, с книги с самонадеянным названием «Всё о ней», включавшей 83 эссе. Конечно, было очень нагло написать книгу с таким названием. Всё о женщине невозможно знать. И написать всё о женщинах тоже невозможно.

 

О любимых фильмах, снятых по его сценариям

– Есть большие художники, которые делают авторское кино, только для самих себя. Это настоящие творцы. Говорю так без тени иронии.

Но я принадлежу к другой группе авторов – пишу для людей.

Из фильмов, снятых по моим сценариям, мне больше всего нравится то, что полюбилось зрителям: «Одиноким предоставляется общежитие», «Однажды 20 лет спустя», «Отцы и деды» с Анатолием Папановым, «На Дерибасовской – хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди»… Есть и один серьёзный, не комедийный фильм, который снял по моему сценарию Владимир Бортко: «Единожды солгав».

Что касается фильмов, которые не удались… Зачем о них вспоминать? По моим сценариям было выпущено 47 картин. Как минимум 15 из них оказались неудачными. Зачем называть их и расстраивать режиссёра? Если фильм не удался, то виноваты все, кто над ним работал. Нет такого режиссёра, который бы брался за работу с мыслями: «Я сниму плохой фильм!». Нет, наоборот, все стараются, чтобы получился шедевр.

 

О мужской дружбе и снова о женщинах

– У меня всегда было мало друзей. Даже приятелей не много. Из-за этого не получалось решить многие житейские и деловые вопросы, которые традиционно решаются в бане или за бутылкой. Знаете, никогда не понимал такого – «сесть с мужиками выпить». Люблю участвовать в застольях, но только при условии, что за столом присутствуют и женщины. Если нет дам, то перед кем я буду петушиться, острить? Кого завоёвывать? А сидеть и тупо выпивать с мужиками – это не для меня.

Хотя с женщинами не всегда легко. Пожалуй, самое сложное, что никогда не знаешь, за что она на тебя обидится. Но моя «женская» энциклопедия, к счастью, не стала причиной для массовых обид. Одна дама даже сказала про неё так: «Это моя прикроватная книга». В смысле, она по одному-два эссе перед сном читает, когда спать ложится.

 

О ролях со словами и без слов

– Я актёр? Не смешите меня! Конечно, я многократно появлялся в кадре в разных фильмах. Но я выступал исключительно в качестве своеобразного талисмана для режиссёра. Я называю это «мелькнуть лысиной». Это действительно исключительно эпизоды, не больше: я могу сидеть в кафе, проходить по улице, входить в троллейбус. Вот и все мои роли.

Что касается ролей со словами, то их две или три. Две я помню, третью нет. Одна была в фильме «На Дерибасовской…». Я там изображал хозяина казино. Почему? Да потому что был 1990-й год и появилась возможность снимать заграницу в «настоящей» Америке. А не так, как раньше, когда в роли Парижа, к примеру, выступал Таллин.

Мы поехали на съёмки в США. Но денег было немного, их хватило только на одну американскую актрису. А все остальные роли мы распределили между членами нашей группы. В кадре появлялись и монтажёр, и шофёр, и режиссёр Леонид Гайдай, и ваш покорный слуга.

Вторая моя роль со словами очень странная. И её тоже пришлось сыграть вынужденно. Это была юмористическая картина «Не сошлись характерами» с Ириной Мирошниченко и Сашей Лазаревым – история семейного психолога, который соединяет чужие семьи, а в своей разобраться не может. Такой сапожник без сапог. И в этом фильме был монолог одного мужчины, который говорил такие слова: «Я алкоголик. И жена сказала мне: пусть будет что угодно, но только не алкоголь! После этого я прошёл лечение, но получил побочный эффект – импотенцию… И теперь жена мне говорит: лучше бы ты был алкоголиком». Такой был монолог. И, представляете, в советском кинематографе не нашлось ни одного актёра, готового сказать это в кадре! При том, что в фильмах чего только артисты на себя не примеряют: и убийства, и собственную гибель. А небольшой текст прочесть не согласились. В итоге мне пришлось самому сесть в кадр и монолог проговорить.

 

О «школе жизни» для юмористов

– Многие юмористы, советские и российские, пришли из инженеров. Арканов и Горин – из врачей. Немало среди авторов было и строителей. Просто потому, что в юмор из литературных институтов не идут. И тут всё просто: в вузах юмору не учат. Нет такой профессии и такой специальности. Есть прозаики, поэты и драматурги. Но нет профессиональных юмористов.

Обратите внимание: у нас регулярно проходят конкурсы молодых поэтов и писателей. Но нет ни одного конкурса для молодых авторов юмористических произведений. Почему? Да просто потому, что жизнь должна побить тебя до того, как ты придёшь к сатире. Ведь в юности всё прекрасно: весна, цветы, солнце, девушки. Трагедия может быть одна: «Не любит».

А когда человек поработает на стройке или в медицине, он понимает, что жизнь не так проста, как в 17 лет. Есть замечательная шутка: «Если бы Лев Толстой жил в коммунальной квартире, он стал бы Салтыковым-Щедриным». По-моему, это очень точно. Когда жизнь побьёт, можно начинать смеяться. Ведь смех – единственный спасательный круг на волнах жизни.

О любимой юмористической книге

– Одной любимой книги у меня нет. Но авторов, которых перечитываю постоянно, конечно, могу назвать. Это Чехов, Марк Твен, О’Генри, Ильф и Петров. Любимый жанр – трагикомедия, когда произведение позволяет и посмеяться, и пролить слезу.

 

О своей работе во ВГИКе

– Я не преподаю юмор, я не учу тому, как надо шутить. Я учу тому, как писать сценарии. Учу драматургии, которая сродни инженерии. Драматургия складывается из множества кубиков-правил, и именно этим правилам я учу студентов.

Юмору вообще научить нельзя. Он, как деньги: либо есть, либо нет.

 

О книге, посвящённой Маяковскому

– О Владимире Маяковском у меня вышли и книга, и сериал, снятый по моему сценарию. Работали в соавторстве с Наташей Павловской. Выбор темы был связан с наличием в жизни поэта любовного треугольника. Маяковский и Брик – знаменитая и пронзительная история. Причём на этом мы не остановились.

Ещё у нас написана книга и сценарий – про Леонида Утёсова, у которого тоже была «треугольная» любовь. Более того, у нас закончены аналогичные работы про поэта Николая Некрасова , а также про Ленина, Крупскую и Арманд. К последней теме мы подошли деликатно и с пониманием одной простой вещи: вождь мирового пролетариата и окружавшие его женщины были ещё молодыми 40-летними людьми, в жизни которых революция и политика соседствовали с душевными переживаниями. Книгу назвали «Ленин. Любовь.ру». Отдали в заглавии дань современности.

 

О том, почему ТВ постоянно повторяет одни и те же советские комедии

– На самом деле современных комедий у нас полно. Киноэкраны «завалены» комедиями, по большей части идиотскими. У определённого зрителя они пользуются успехом. Но увидеть их можно только в кинозалах. По ТВ показывать такое стыдно. Поэтому-то так часто и повторяются в телеэфире старые классические советские комедии.

Как с этим быть? Никак. Это жизнь. Просто потому, что аудитория кинотеатров –двадцатилетние люди, которым интересны именно такие фильмы.

Мне иногда предлагают: «Напишите сценарий современного варианта фильма «Одиноким предоставляется общежитие». Но кому это нужно? Тем, кто смотрит кино с попкорном и пивом, такой сюжет будет неинтересен. Наверно, потому, что в фильме нет беготни, «ржачки» и неожиданно падающих штанов…



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.