Главная > Интервью > Евгений Чемоданов: “Вятский мёд на хорошем счету”

Евгений Чемоданов: “Вятский мёд на хорошем счету”

«Кировская правда» попросила Евгения поделиться впечатлениями о конкурсе и мыслями о перспективах развития пчеловодства в нашей области.

– Это был первый конкурс пчеловодов российского уровня. Проведение таких мероприятий свойственно прежде всего регионам, где хорошо развито пчеловодство. В основном это национальные республики – Татарстан, Башкирия и другие. Там не только конкурсы проводят, но и ведут целенаправленную работу по развитию пчеловодства – помогают в ветеринарном плане, консультируют, выделяют бюджетные средства на медикаменты в случае заболевания пчёл. К сожалению, в нашей области такой практики нет. Хотя конкурс состоялся тоже.

– С кем вам пришлось состязаться?

– Были участники из двадцати регионов, от Забайкальского края до Крыма с Калининградом: Оренбург, Пермь, Ульяновск, Пенза, Самара…

– Как проходил конкурс?

– Соревнования проводились в два этапа. Сначала сдавали теорию, потом была практическая часть. Теоретические вопросы решались в тестовом режиме. Они касались и биологии пчёл, и ботаники. Всего было тридцать вопросов, на каждый предлагалось четыре варианта ответа. (Замечу, что в отдельных случаях с вариантом, который считался правильным, можно было бы и поспорить. Например, в вопросе о мёдопродуктивности растений. По книгам значится одно растение, а в тесте – видимо, с учётом практики, другое).

Практическая часть состояла из четырёх заданий. Работали на ипподроме, без пчёл. Хотя на региональном уровне участники выполняли задания с пчёлами. Оценки выставлялись за каждое действие. Если оно было неверным, снимали один балл.

Представителям от Башкирии было легче. Вопросы для теста разрабатывались на основе тех, которые уже предлагались им на региональном уровне. Да и жюри целиком было башкирским.

– Означает ли это, что первое место занял участник из Башкирии?

– Так и было. Второе место у пчеловода из Дагестана, представитель из Татарстана занял седьмое место. Я отстал от него всего на два балла.

– А атмосфера конкурса вам понравилась?

– Да. На конкурс собралось много достойных людей, в том числе имеющих высшее специальное образование. Многие занимаются пчеловодством не один десяток лет. И поучиться у них есть чему. Поэтому даже проиграть им – это честь.

– А сами вы сколько лет занимаетесь пчеловодством?

– Почти тридцать. С августа 1988 года, когда пришёл работать в колхоз «Октябрьский».

– У вас специальное образование?

– Да. Окончил Кстовский сельхозтехникум Нижегородской области. Инициатором создания колхозной пасеки был Николай Николаевич Росляков, бывший руководитель хозяйства. Его сын, Александр Николаевич, который сейчас возглавляет племзавод, достойно продолжает дело отца, сохраняя многие его начинания, в том числе и нашу пасеку.

– Сколько мёда получаете в год?

– В среднем более трёх тонн.

– И каким образом вы его реализуете?

– В основном на ярмарках или через магазины племзавода «Октябрьский».

– Выгодно ли заниматься пчеловодством?

– Прибыльность зависит от продаж. А сегодня на рынок поступает очень много мёда. Поэтому ищем новые точки реализации.

– Но ведь на рынке много и тех, кто занимается пчеловодством без оформления своего юридического статуса. Они не платят налоги, а потому у них меньше издержек. Такая недобросовестная конкуренция мешает тем, кто работает в легальном поле?

– Мешает, конечно. Но гораздо больше беспокоит то, что в нашу область завозят много мёда из южных регионов. К тому же торгуют не сами производители, а перекупщики. Это позволяет им вести торговлю круглый год и формировать свою клиентскую базу. Тогда как наши пчеловоды продают мёд сезонно, когда люди закупки сделали.

– Может быть, вам стоило бы организовать в области свой закупочно-сбытовой кооператив?

– Этот вариант не исключается. Но сам я этим вопросом не занимался. Знаю, что есть идея продажи крупных партий нашего мёда в Китай.

Вообще вятский мёд на хорошем счету. И я не сомневаюсь, что мы могли бы составить конкуренцию башкирскому мёду, который в Уфе считают брендом республики.

– А кто должен выступить с такой инициативой? Кто может сделать кировский мёд брендом?

– Мне кажется, нужны специалисты, потому как самим пчеловодам заниматься этим некогда.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.