Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Как первые кировские троллейбусы пережили бомбёжку

Как первые кировские троллейбусы пережили бомбёжку

В «КП» за 25 января 2019 г. мы начали рассказ об истории вятских автомобилей: самой первой машине и первом городском ДТП, случившемся на Московской улице; появлении в городе конки; витавших на Вятке идеях строительства трамвайных путей и начале автобусных перевозок. Сегодня – окончание этой истории…

Трамвай? Троллейбус?

В 1935 году на страницах газеты «Кировская правда» началась дискуссия о проблемах развития городского транспорта. Высказывались две точки зрения: организация пассажирских перевозок трамваями и троллейбусами. Сторонников трамвая оказалось больше. В 1939-м началось активное строительство трамвайных путей и депо. Маршрут должен был проходить от вокзала Киров-1 по Комсомольской – Пожарной (Азина) – Свободы – Р. Люксембург – Октябрьской (Октябрьский проспект) – до пос.КУТШО (совр. пл.Лепсе). Укладку путей прервала война. Часть путей было разобрано и оправлено в прифронтовые районы. В 1942 году окончательно стало ясно, что трамвай не пустить.

Но на одном из эвакуированных заводов оказались немалые запасы провода, который можно было использовать для навески контактной сети троллейбусов. Тогда-то снова заговорили о данном виде транспорта. Руководство области обратилось с просьбой к руководству города Ленинграда о передаче кировчанам нескольких троллейбусов. Ленинградцы согласились. 28 марта 1943-го было принято постановление Совета Министров РСФСР об устройстве в городе Кирове троллейбусной сети. Срочно в Ленинград для приёмки машин выехала группа специалистов. Накануне их приезда во время очередной бомбежки большинство отобранных для кировчан машин пострадало. Пришлось брать первые попавшиеся машины, в большинстве своём неисправные. 25 апреля 1943 года проделавшие путь по ледовой дороге жизни и железной дороге 6 троллейбусов прибыли в Киров.

16 апреля 1943 года Кировский горисполком принимает решение о строительстве первой очереди троллейбусной линии от гостиницы «Центральная» по улице Коммуны (Московская) далее по Карла Маркса – Комсомольской до вокзала. Общая протяжённость маршрута – 5 км. В конце июля начались работы по навеске контактной сети и строительству специальной трансформаторной подстанции. Оборонные предприятия в это время ремонтировали прибывшие машины. 2 ноября были отремонтированы два троллейбуса марки ЯТБ-1, выпущенные Ярославским автозаводом на базе грузовика АМО-3. Фанерный салон не отделялся от кабины водителя, а двери открывались вручную.

3 ноября 1943 года государственная комиссия приняла первый участок: от гостиницы до Театральной площади. Именно здесь прошёл пробный троллейбус. На следующий день был принят второй участок – до вокзала.

7 ноября около 18 часов две машины подошли к зданию ОК ВКП (б) и облисполкома (сейчас это центральная поликлиника). Под бурные аплодисменты секретарь ОК и ГК ВКП (б) В. Б. Лукьянов перерезал ленточку на дверях одного из троллейбусов. Затем руководители области и города, а также строители расселись по машинам, и троллейбусы прошли весь маршрут. С 8 ноября началось регулярное движение.

Первые месяцы троллейбусы ходили со скоростью 15 км в час без всякого расписания. Ночью они оставались под открытым небом. Лишь в мае 1945 года был выделен ангар, где проходил ремонт. В феврале 1948-го в город пришли совершенно новые троллейбусы марки БМТ-82, а в мае 1962 г.– ЗИУ-2.

«Зелёный огонек»

Разговор о городском транспорте был бы неполным без рассказа о появлении в городе такси. 21 июня 1925 года на последней странице газеты «Вятская правда» появилось небольшое объявление водителя Верещагина, где говорилось о том, что с 20 июня для езды по городу пущен автомобиль. Стоянка организована на углу улиц Ленина и Коммуны. Фактически это и было первое такси. Как долго водитель Верещагин занимался частным извозом, неясно. Какой марки был его автомобиль, пока разыскать не удалось.

В сентябре 1938 года в Кировский трест механического транспорта прибыло два легковых автомобиля ГАЗ М-1, знаменитые эмки, которые по распоряжению треста было решено использовать как такси. Газета «Комсомольское племя» писала, что с 22 сентября от гостиницы «Центральная» до вокзала «Киров-1» начали курсировать такси. Но недолго кировчане пользовались услугами этого вида транспорта. С началом войны все машины были отправлены для нужд фронта. Работа такси была полностью прекращена.

Вновь зеленый огонек такси появился на городских улицах уже после окончания Великой Отечественной войны. В августе 1949 года. Пять новеньких автомашин «Победа» вновь вышли на линию.

С тех пор работа такси не прекращалась. 1 декабря 1956 года по улицам города от гостиницы «Центральная» по улицам Коммуны – Карла Маркса до железнодорожного вокзала прошло первое маршрутное такси. Они отправлялись с конечных остановок через каждые 10 минут, с 7 утра до 23 часов вечера. Стоимость проезда была достаточно невысокой, всего 2 рубля.

Анатолий ХОХЛОВ



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.