Главная > Общество > Кировские предприниматели высказались о системе маркировки товаров

Кировские предприниматели высказались о системе маркировки товаров

Систему маркировки товаров начали внедрять с 2016 года. В настоящее время россияне носят маркированные шубы и белье, покупают маркированные лекарства и фототехнику, ездят на маркированных шинах. На очереди – парфюм и молочные продукты. Также проверку проходит маркировка велосипедов, кресел-колясок и питьевой воды.

В планах правительства – к 2024 году внедрить нанесение идентификаторов на все товары, которые представлены на российском рынке. Как оценивает внедрение обязательной маркировки кировский бизнес, выяснил бизнес-портал «Навигатор».

На круглом столе НавигаторLIVE своим мнением поделились:

  • Юрий Исупов, старший вице-президент Вятской ТПП
  • Алексей Веретенников, руководитель отдела продаж ГК «К)Сервис»
  • Егор Шабалин, руководитель компании «АспектАвто»
  • Елена Рубцова, исполнительный директор ООО МНПК «Вяткабиопром»

Кировские предприниматели высказались о системе маркировки товаровКировские предприниматели высказались о системе маркировки товаровКировские предприниматели высказались о системе маркировки товаровКировские предприниматели высказались о системе маркировки товаров

Небольшие производства не выдержали новых требований

Юрий Исупов напомнил, что первыми под закон о маркировке попали меховщики. Предприниматели отнеслись к нововведениям настороженно. Однако, по официальной версии, маркировка должна была раскрыть информации о производителе и качестве изделия, способствовать вытеснению контрафакта и «обелить» рынок меховых изделий.

— Производители согласились с этим, ожидая, что внедрение маркировки действительно поможет решить эти вопросы.

Однако за год мало что изменилось. Как подчеркнул Юрий Исупов, введение маркировки не способствовало ни увеличению поступлений в бюджет, ни снижению количества контрафактных товаров.

— Появилась новая проблема — любое юридическое лицо могло подать заявку на получение КиЗов (контрольных идентификационных знаков), заявляя, что работает в рамках закона. Никто не интересовался, правда ли это. Получив необходимое количество этих самых КиЗов, заинтересованное лицо входило в кооперацию с людьми, занимающимися «серым» или «черным» импортом.

При этом, по словам старшего вице-президента ВТПП, ряд небольших производств не выдержали новых требований и закрылись, осознав, что не смогут оставаться на рынке в таких условиях.

— На сегодня ситуация обстоит так, что барьеры для контрафакта и контрабанды фактически отсутствуют.

Затраты лягут на покупателей

Цена маркировки единая – 50 копеек. Сумма невелика, но для отдельных товаров все же имеет значение. В невысокорентабельных отраслях (в частности, в молочной) затраты лягут на конечных потребителей.

— Очевидно, что эти 50 копеек не сказываются на цене шубы, платья или шины — они просто растворяются в их стоимости, но если говорить о молочной продукции, то при стоимости пакета молока в 30 рублей разница уже будет ощутима. Это очень серьезно скажется на стоимости пакета молока. Это дополнительное оборудование, логистика, найм людей, — говорит Елена Рубцова.

За разработку и сопровождение подобных программ малый бизнес отдает крупные суммы. Страшно представить, что происходит у крупных компаний, говорит Елена Рубцова.

Впрочем, однозначно утверждать, что в росте цен «виновата» маркировка, нельзя.

— Цена повысилась, и намного. Но нельзя однозначно сказать, что это связано исключительно с маркировкой. На днях я получил счет на автомобильные камеры и увидел, что цена выросла на 20%, и это при том, что камеры не маркируются, — говорит Егор Шабалин.

Как подготовиться и не переплатить?

Закон принят и работает, и насущным вопросом становится – как бизнесу подготовиться к работе по новым правилам и не понести лишние затраты. Как отметила Елена Рубцова, точно оценить, во сколько обойдется интеграция маркировки, пока что проблематично. Однако даже навскидку можно сказать, что для малого бизнеса сумма окажется существенной.

— По предварительным подсчетам (без учета человеческого ресурса), увеличение конечной стоимости продукта ожидается в пределах от 7% до 10%. К 2023 году ситуация может измениться еще сильнее, — говорит она.

И дело не только в финансовых затратах. По словам Алексея Веретенникова, бизнесу не хватает консультационной поддержки.

— В первую очередь, бизнес должен создать квалифицированную цифровую подпись и зарегистрироваться в «Честном знаке». После регистрации встанет вопрос маркировки остаточной продукции. Именно на этом этапе возникает большинство трудностей, потому что никто не консультирует на тему, как сделать все правильно, чтобы не получить штрафы.

Тех, кто полагает, что может не хватить не только денег, но и времени, участники круглого стола убеждают – хватит! Времени на адаптацию к нововведениям у бизнеса было достаточно. И у всех предприятий, которые решили пойти по пути закона, продукция была промаркирована вовремя. А тем, у кого маркировка еще впереди, не следует откладывать все на последний момент.

— Хочется дать один совет: не откладывайте все на последний день, ищите специалистов, общайтесь с бизнесом, который уже «варится» в этом. Не ждите ответа от техподдержки. Ищите рядом — спрашивайте у коллег! – говорит Елена Рубцова.

— Полностью соглашусь, готовить свое предприятие и производство к маркировке необходимо поэтапно и своевременно, обращаться в компетентные компании и обязательно посещать мероприятия и семинары, где можно пообщаться с другими представителями бизнеса. Благо, эпидобстановка сейчас уже позволяет посещать мероприятия в офлайне, — говорит Алексей Веретенников.

И еще…

— Возникает риторический вопрос: «Почему бы государству не выпустить нацпроект, в рамках которого бизнес получит все необходимое для реализации их же инициатив?», — говорит Егор Шабалин.

— К сожалению, введенную систему уже не изменить. Сейчас необходимо просто принять ситуацию, и помочь государству найти слабые места в системе, тем самым ее совершенствуя, — отвечает Алексей Веретенников.

— Так или иначе, раз уж эта ситуация появилась, нужно подталкивать ее к совершенствованию. Возможно, что так она начнет давать реальный эффект и действительно вытеснять с рынка контрафакт, — соглашается Юрий Исупов.

Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.