Главная > Экономика > Кировский машзавод 1 Мая отмечает 125-летний юбилей

Кировский машзавод 1 Мая отмечает 125-летний юбилей

Конец позапрошлого века. В городе проживает около 27 тысяч человек. На месте территории современного стадиона «Машиностроитель» в то время был пригородный лес, в котором любили отдыхать горожане. Однако вскоре на этом месте родилось крупное по тем временам предприятие.

В 1895 году недалеко от железной дороги начал работать кирпичный завод, его продукция шла на строительство вокзала Пермь–Котласской железной дороги. А через четыре года уже началось регулярное движение поездов, действовавший состав которых нуждался в содержании и ремонте.

Кировский машзавод 1 Мая отмечает 125-летний юбилей

Именно для выполнения этой задачи были построены Вятские главные железнодорожные мастерские, рассчитанные на ремонт 200–250 вагонов и 7–8 паровозов в год. Их торжественное открытие состоялось 21 августа 1899 года. С этого момента началась история АО «Кировский машзавод 1 Мая».

Мастерские были серьезным промышленным предприятием, на котором трудилось 300 рабочих. Притом что всего в Вятке тогда насчитывалось 400 рабочих. По тем временам мастерские были хорошо оборудованы, кроме того, именно здесь была единственная в городе электростанция.

Кировский машзавод 1 Мая отмечает 125-летний юбилей

Первоначально мастерские занимались выполнением капитального ремонта вагонов, паровозов и производством железнодорожных домкратов. В 1930 году мастерские были преобразованы в завод, получивший имя «1 Мая». Так сформировался профиль основной продукции предприятия – это была техника для нужд железной дороги. Завод выпускал продукцию для подразделений Министерства путей сообщения. История краностроения началась в 1936 году, когда был выпущен первый паровой кран.

С началом Великом Отечественной войны производство было переориентировано. Завод стал выпускать продукцию для нужд фронта.

В военные годы завод бесперебойно поставлял фронту бомбы, артснаряды, реактивные установки «Катюша» и гильзы для них, самоходки, танки Т-60 и Т-70. Ежедневно завод выпускал от трех до шести танков. Всего было выпущено 4176 танков и самоходок. С июля 1941-го по декабрь 1944-го было сделано более 10 000 «катюш». Памятник «Катюше» изготовили ветераны завода и установили его на территории предприятия в 1976 году.

В числе заводчан, ушедших на фронт, есть три участника войны, получившие высшую награду – звание Героя Советского Союза. Это Степан Иванович Удов, Александр Никитович Шихов, Иван Павлович Титлин.

Начиная с первого дня предприятие и заводчане работают на благо Родины. Здесь выпускались легендарные «катюши», самоходки СУ-76, танки Т-60 и вместе со всей страной заводчане отдавали жизни и ковали победу на фронтах и в тылу во время Великой Отечественной войны.

С окончанием войны завод полностью перешёл на выпуск подъёмно-транспортного оборудования. Рабочие завода изготавливали паровые железнодорожные краны, поворотные круги, паровозные домкраты, моторные платформы путеукладчика и многое другое.

Сегодня «1 Мая» – это современное предприятие, основным направлением деятельности которого является разработка, проектирование и изготовление дизель-электрических и гидравлических кранов на железнодорожном ходу. Завод является единственным разработчиком и производителем дизель-электрических и гидравлических кранов на железнодорожном ходу грузоподъемностью от 16 до 150 т на территории РФ, стран СНГ и Балтии, а также одним из крупнейших российских производителей путевых машин для строительства, ремонта и текущего содержания магистральных железных дорог и подъездных путей промышленных предприятий. При помощи техники, изготавливаемой предприятием, построены и обслуживаются десятки тысяч километров стальных магистралей в России и далеко за ее пределами.

Мощная производственная база, включающая в себя литейное, кузнечно-прессовое, металлообрабатывающее, заготовительное, сварочное, сборочное, инструментальное, окрасочное и гальваническое производства, оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием, а также квалифицированный конструкторский и производственный персонал позволяют выпускать качественную и надежную в эксплуатации технику.

Первый 150-тонный кран «Первомаец», выпущенный в 2019 году, стал очередным подтверждением того, что коллективу предприятия под силу решение самых сложных задач. Для этого используются современные программы для разработки конструкционной документации в цифровом режиме с использованием 3Д-моделирования. Это позволяет еще на начальном этапе избежать технических ошибок.

Мощность завода позволяет изготавливать до 15 таких кранов в год. Что является гарантией развития завода и гарантией достойной жизни работников. В 2023 году завод изготовил 21 кран разной грузоподъемности и две единицы спецтехники, выиграл конкурс на изготовление техники для метрополитена.

Кировский машзавод 1 Мая отмечает 125-летний юбилей

В 2024 году планируется создание крана грузоподъемностью 200 тонн, и есть полная уверенность, что с этой задачей предприятие тоже успешно справится.

Легендарные железнодорожные краны машзавода 1 Мая востребованы РЖД, в Московском метрополитене. И мы можем гордится тем, что краны «Первомайки» использовали в строительстве Крымского моста. Завод не останавливается в развитии: в этом году на предприятии внедряется программа реконструкции производственных мощностей.

«1 Мая» – это не только имя в машиностроении, но и вклад в социальную безопасность региона. Здесь трудится более 700 работников, поддерживаются инициативы молодежи, уделяется особое внимание ветеранам завода. Предприятие поддерживает специальную военную операцию, производит печи-буржуйки для обогрева. Их получают наши бойцы в Донецкой Народной Республике.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.