Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Когда введут шахматы в кировских школах?

Когда введут шахматы в кировских школах?

Похоже, введение шахмат в школьную программу скоро станет повсеместным. Количество учебных заведений, где учащихся младших классов в обязательном порядке будут обучать этой игре, продолжает расти. По сообщениям СМИ, опыт преподавания шахмат в начальной школе уже есть в школах Самарской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа. Присоединится ли к ним Кировская область?

«Моя дочь стала более внимательной»

Ещё два года назад министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила о необходимости сделать шахматы обязательными для учеников младших классов.

– Я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребёнка, – отмечала министр.

В настоящее время более чем в 18 тысячах российских школ проводятся занятия по шахматам, что составляет 48% от их общего количества (в 2016/17 учебном году этот процент составлял 35%). Занятия по шахматам проходят как в рамках обязательных учебных предметов (6%), так и в рамках внеурочной деятельности (32%).

Например, в Югре шахматы – обязательный урок в каждом классе во всех начальных школах. Как сообщают СМИ со ссылкой на главу Шахматной федерации ХМАО Василия Филипенко, после введения шахмат в программу обучения общая успеваемость учеников по другим дисциплинам возросла.

Сегодня глава Минпросвещения России подчёркивает, что ведомство заинтересовано в развитии программ шахматного образования. Когда обучать игре – на «урочке» или «внеурочке», школы пока решают сами. У первоклашек новый предмет занимает 33 часа в год, у остальных – 34 часа.

В Кировской области к этому готовятся

– В министерство образования Кировской области не поступало указаний из Министерства просвещения РФ об обязательном введении в школьную программу предмета шахматы, – сообщила региональный министр образования Ольга Рысева. – Шахматы как отдельный предмет может быть включён в учебный процесс в качестве внеурочной деятельности или дополнительного образования.

Как уточнили в министерстве, сейчас Институт развития образования разрабатывает отдельные рекомендации, как можно использовать шахматы в образовательном процессе.

По мнению специалистов, игра в шахматы активизирует аналитические способности, логическое мышление, способствует развитию памяти и скорости реакции. Всё это, несомненно, пригодится школьникам в будущем. А те, кто заинтересуется шахматами, смогут продолжить своё обучение в различных кружках.

Вот что рассказывает кировчанка, мать троих детей Евгения Исакова:

– Моя старшая дочь Мария уже третий год занимается шахматами в шахматном клубе Дворца творчества-Мемориала. За это время достигла немалых успехов в этой области. Но главное, что шахматы позитивно сказываются на учёбе. Маша стала более усидчивой, внимательной, способной быстро запоминать информацию и самостоятельно принимать решения. Её мышление стало более логичным и аналитическим, при этом она научилась решать несколько поставленных задач одновременно.
Глядя на старшую сестру, младшие братья-близнецы Кирилл и Максим тоже стали заниматься шахматами. Теперь вечерами в нашей семье никто не играет в компьютер или сидит у телевизора, а все вместе с большим удовольствием играют в шахматы. Дети и нас с мужем приобщают к этой игре, рассказывают и показывают, что новенького узнали на занятиях.
Я уверена, что введение шахмат в школе только поможет детям в учёбе, а затем и в дальнейшей жизни.

Где взять профессионалов?

Разумеется, встаёт вопрос обучения педагогов шахматной игре. В Минпросвещения считают, что школьная программа по шахматам несложная, любой учитель начальных классов сможет освоить её с помощью методического пособия – научиться играть и научить детей.

Специальные учебники уже готовы к печати, а многие учителя проходят подготовку по готовым программам. Глава Минпросвещения России подчеркнула, что в ближайшее время в регионы будут направлены программы внеурочной деятельности по обучению игре в шахматы.

Как смотрят на ситуацию преподаватели?

«Эту игру в школе должен преподавать профессионал»

Павел Шипицын, кандидат в мастера спорта по шахматам, судья 3-й категории, руководитель шахматного клуба Дворца творчества-Мемориала в Кирове:

Когда введут шахматы в кировских школах?

– Идею министра просвещения РФ Ольги Юрьевны Васильевой включить шахматы в школе в качестве обязательного предмета полностью поддерживаю. Есть неоспоримые научные исследования, которые подтверждают, что после занятий шахматами успеваемость у ребят увеличивается и по всем остальным предметам. Шахматы учат ребят мыслить логично и рационально, а также принимать решения за определённый промежуток времени. Это очень полезный навык для каждого современного человека.

Однако при реализации программы «Шахматы в школе» нужно понимать, что шахматы – очень сложная игра. Уверен, что эту игру в школе должен преподавать профессионал. Мало уметь хорошо играть в шахматы – нужно ещё уметь донести до детей сложную для восприятия информацию и сделать это интересно.

Кроме того, у преподавателя, с моей точки зрения, должен быть объём знаний как минимум на уровне второго взрослого разряда по шахматам. Иначе у педагога будет отсутствовать необходимый объём знаний, чтобы достаточно полно раскрывать учебные темы.

В данный момент в нашей стране нет такого количества квалифицированных кадров. Переквалифицировать, например, учителя математики в полноценного преподавателя по шахматам за короткий срок считаю задачей трудновыполнимой. Даже если он будет пользоваться самой лучшей методичкой, он сможет объяснить, как ходят фигуры, и пробудить начальный интерес к этой игре у ребят. С объяснением других тем у него возникнут немалые трудности. Для достижения понимания стратегии и тактики будущему преподавателю нужно заниматься шахматами, на мой взгляд, минимум три года. За этот срок реально достичь понимания шахмат на уровне второго и даже первого взрослого разрядов.

Поэтому программу «Шахматы в школе», на мой взгляд, лучше реализовать поэтапно. Например, на факультетах в педагогических вузах ввести дополнительный курс по шахматам и преподавать его в течение четырёх-пяти лет.

Как сейчас пробуют готовить преподавателей по шахматам, я сам проверил. В этом году успешно сдал итоговый экзамен в Московском институте переподготовки кадров по программе «Шахматы в школе» в условиях реализации ФГОС НОО (144). Курсы длились месяц. Их вела мастер FIDE Марианна Викторовна Полетова, педагог ДО высшей категории. Было очень полезно ознакомиться с её методикой проведения уроков по шахматам. Она попросила меня дать оценку своих курсов и внести свои предложения, с некоторыми согласилась.

Во время вебинаров наш педагог часто давала элементарные задания на уровне начинающих игроков по шахматам, но некоторые из слушателей не могли с ними справиться! Такие курсы полезны в первую очередь действующим преподавателям по шахматам для повышения квалификации и обмена опытом, а также шахматистам от второго разряда, которые решили стать преподавателями шахмат. Однако если слушатель не занимался до этого шахматами, то он не сможет за месяц освоить необходимый объём знаний – для этого требуются годы.

В целом я поддерживаю программу «Шахматы в школе». Со своей стороны буду всячески содействовать её реализации, помогая новым преподавателям по шахматам. Даже в условиях недостатка квалифицированных кадров воплощение этой программы в жизнь будет способствовать увеличению общего интереса детей и их родителей к этой очень увлекательной и полезной игре.

Фото предоставлены шахматным клубом Дворца творчества-Мемориала



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.