Главная > Экономика > «Льготникам станет легче»

«Льготникам станет легче»

В столице региона возможность оплаты проезда банковскими картами появилась год назад. Процесс прошёл не без проблем, однако со временем система безналичной оплаты транспортных услуг была отлажена и сейчас очень востребована у горожан.

Расширить рамки проекта

– Если в январе 2019 года проезд банковской или транспортной картой оплатили 600 тысяч раз, то в сентябре уже 1 миллион 200 тысяч. Как видим, лояльность граждан к безналичной форме оплаты растёт огромными темпами. И это здорово, – уверен министр информационных технологий Кировской области Юрий Палюх. – Потому что такая система прозрачна, открыта и удобна как гражданам, так и государству. Видно движение денежных средств, ну, и она стимулирует «обеление» зарплат.

«Льготникам станет легче»

Сегодня в планах региональных властей – расширить рамки проекта, сделав возможным безналичный расчёт для тех, у кого есть различные льготы на проезд в общественном транспорте. Причём способ, которым это сделают, является новшеством в пределах всей страны. Проект назвали «Умный проезд».

– Обычно человеку надо сходить в МФЦ и получить справку, подтверждающую льготу, затем с этим документом получить транспортную карту, с которой можно ездить по льготному тарифу, – рассказывает Юрий Палюх. – В некоторых крупных городах, например, в Москве, Санкт-Петербурге или Казани, определённый банк выпускает специальную банковскую карту для этих целей. Но принцип её получения тот же: надо сходить в МФЦ, получить справку, подтверждающую льготу, и обменять её на банковскую карту. Прикладываешь банковскую карту к валидатору, он считывает информацию о том, что карта – из числа льготных, и с неё списывается стоимость льготного проезда.

Плюсы и минусы

Оба варианта имеют побочный эффект. Во-первых, государство делится с бизнесом списком льготников с их персональными данными. Во-вторых, человеку нужно идти в МФЦ за справкой, потом нести её в банк и так далее.

– Наша задача – упростить услугу льготного проезда в транспорте, организовав его по обычной банковской карте, – говорит министр. – Для этого нужен лишь договор эквайринга между банком и предприятием, оказывающим транспортные услуги. Он даёт возможность принимать безналичную оплату за услуги пластиковой картой. Важно при этом, что деньги с неё списывает не перевозчик, а банк. Перевозчик просто даёт банку команду списать со счёта 22 рубля. Банк же, прежде чем списать деньги с карты пассажира, запросит информацию о нём у государства. Если он льготник, то сделать скидку и списать сумму с учётом льготной категории гражданина.

Плюсы этой схемы очевидны: база данных граждан остаётся в органах государственной власти, самим гражданам не нужно ходить со справками в МФЦ и банк, равно как не нужно обзаводиться специальными картами.

– Льготникам станет легче. А это десятки тысяч человек, – говорит Юрий Палюх. – Мы уже начали тестировать этот проект со всеми сторонами, задействованными в нём: банком, нашей системой и единым расчётно-кассовым центром «Город». Когда отладим процесс, масштабируем его на уровне районов. До конца 2019 года завершится тестирование проекта «Умный проезд», внедрение которого начнется в общественном транспорте Кирова и других городов региона, где можно оплатить проезд банковской картой.

Междугородные рейсы: перспективы

Позднее власти намерены внедрить для граждан проект льготного проезда по банковским картам на всю Кировскую область. Всё зависит от готовности перевозчиков, считают в министерстве информтехнологий.
Для этого в прошлом году были внесены изменения в постановление регионального правительства «О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области» от 30.12.2014 г., благодаря которым рассчитываться за проезд в автобусах и троллейбусах стало возможным как транспортными, так и банковскими картами.

Планируется, что в дальнейшем оплачивать льготный проезд с помощью банковской карты станет возможным и на междугородных рейсах. Пассажиров перестанут высаживать из автобусов по причине того, что валидаторы не читают банковские карты. Кстати, имеющееся у кировских автотранспортников оборудование по умолчанию может работать и с ними, и с транспортными картами. Просто нужен пресловутый договор с банком.

В министерстве информтехнологий заверили: в 2020 году проект «Умный проезд» заработает на полную мощность.

– Банковская карта станет универсальным ключом и перестанет им быть при лишении льготной категории, – отметил Юрий Палюх. – В будущем реализация данного сервиса позволит применять банковские карты в других сферах оплаты товаров, работ, услуг с учётом льготного статуса гражданина.

Есть мнение…

Тихон Ломакин, Киров – Нижний Новгород:

– Идея оплаты проезда безналом, конечно же, интересная. Уже давно назрела необходимость его внедрения. Несомненно, всё это будет действительно полезно только в случае технически грамотной реализации проекта, ибо в противном случае вызовет негатив. Например, в Нижнем Новгороде весь муниципальный транспорт и большая часть частных перевозчиков оснащены терминалами для безналичной оплаты, реализована оплата и банковскими картами, и специальными транспортными картами (вносятся денежные средства на виртуальный счёт и расходуются при оплате проезда, при оплате картой проезд стоит на 2 рубля дешевле, чем наличными).
Согласно рекомендациям, карту не нужно отнимать от терминала, пока полностью не будет напечатан билет, однако в часы пик это практически невыполнимо, в связи с чем необходимо обращаться в офис компании для восстановления работоспособности карты. Карты есть именные и безымянные, причём виртуальный счёт не привязывается ни к чему, соответственно, при потере карты теряются и денежные средства, их невозможно перенести на другой счёт. Банковские карты нередко попадают в чёрный список по непонятным причинам, к тому же настолько часто, что во всех автобусах и маршрутных такси висит табличка с предупреждением, что если вы видите уведомление о том, что карта в чёрном списке, то «пожалуйста, найдите другой способ оплаты».
Если на Вятке хорошая в принципе идея будет реализована иначе, будет здорово.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.