Главная > Власть > Местное самоуправление в регионе. Новые подходы

Местное самоуправление в регионе. Новые подходы

«Нас всех оптимизируют!», «Сокращения будут неизбежны!» – примерно такие пессимистические настроения чуть было «не поселились» в районах области, когда стало известно о предлагаемых новых подходах в организации местного самоуправления.

Вскоре их сменила новая волна лозунгов: «Не дадим себя закопать!», «Не отпустим власть из поселений!». Было и недоумение: «Как это вместо муниципального района, одного или нескольких городских и сельских поселений появится одно муниципальное образование – городской округ? Как возможно в деревне создать город?». Однако по мере того, как объективная и достоверная информация стала поступать в районы области, лёгкая паника сменилась пониманием.

Менять или не менять: каждый район решает сам

Необходимость создания новых форм организации местного самоуправления назрела давно. По словам заместителя министра внутренней и информационной политики Кировской области Андрея Лучинина, в настоящее время этот вопрос актуален как никогда.

– Правительство области и ассоциация «Совет муниципальных образований Кировской области» изучили практику других регионов и пришли к выводу, что на территории Кировской области возможно создание городских округов в границах муниципальных районов, – считает он. – Не секрет, что плотность населения в районах области с каждым годом уменьшается. Люди покидают деревни, мелкие населённые пункты и перебираются в райцентр либо переезжают в город Киров, поэтому существующая на территории области двухуровневая система управления (первый уровень – 39 муниципальных районов и шесть городских округов, второй – городские и сельские поселения) теряет свою целесообразность и эффективность. Напомню, на сегодня поселения административно самостоятельны и независимы от муниципального района. Новая же модель подразумевает образование одного городского округа вместо муниципального района, одного или нескольких городских и сельских поселений. Решение о переходе на новую модель остаётся за районами, правительство области выступает, если можно так сказать, в роли методического центра в этом вопросе.

Навязывать новую форму организации местного самоуправления мы никому не собираемся. Важно, чтобы районы сами поняли целесообразность её введения, проработав этот вопрос с населением, с главами поселений, с депутатами всех уровней власти. Только после этого возможно принятие ими решения: либо ничего не менять, либо идти по пути образования одного муниципального образования «Городской округ».

Льготы, компенсации и другие меры соцподдержки остаются

Более оперативное управление ресурсами местных бюджетов, реализация единой финансовой и инвестиционной политики на территории всего городского округа, централизация и повышение эффективности муниципального управления, развитие единой коммунальной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры и её доступности для населения объединённой территории – вот те преимущества и возможности, которые даёт реорганизация. Важный для населения момент: так как статус сельских населённых пунктов не изменяется, то во вновь созданном городском округе сохраняются все льготы, компенсации и другие меры социальной поддержки.

– Мы изучали практику Оренбургской и Нижегородской областей, а также организовали выезд кировской делегации в Пермский край, – рассказывает председатель ассоциации «Совет муниципальных образований Кировской области» Татьяна Телицина. – В состав делегации вошли главы муниципальных образований трёх районов – Санчурского, Верхошижемского и Унинского, депутаты Заксобрания Кировской области, а от правительства области – Андрей Лучинин. Поехали, чтобы не только перенять опыт, но и самим убедиться, каков эффект от создания городских округов, понять преимущества и недостатки такой модели. Побывали в Губахинском городском округе, который одним из первых начал работать над созданием городского округа ещё с декабря 2011 года, а завершил реформирование в январе 2013 года. Что представляет собой этот городской округ? Ранее у них были городские и сельские поселения, а стало одно муниципальное образование «Губахинский городской округ», а в тех сельских поселениях, где раньше были администрации, появились территориальные отделы. То есть власть не ушла из поселений, главы сельских поселений стали руководителями территориальных отделов по данному населённому пункту, жители никаких льгот не потеряли.

Главы поселений тонут в бумажной работе

В настоящее время инициативу образования городских округов предварительно выразили пять районов: Богородский, Лебяжский, Санчурский, Орловский и Унинский. Главы этих районов совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Кировской области уже прорабатывают вопросы преобразования муниципальных образований. 100%-ную готовность демонстрирует Санчурский район.

– По нашему району прослеживается такая тенденция: население ежегодно сокращается примерно на 300 человек, – рассказывает глава Санчурского района Александр Попов. – Отсюда проблема: как выживать территории? Нами были изучены разные варианты организации местного самоуправления. Главное, чем мы руководствовались, решая, к какой модели прийти, это принципом «не навреди». Побывав в Пермском крае, переложили их опыт на наш район и поняли, что нам он подходит. Но спешить не стали. Сначала обсудили этот вопрос с главами сельских поселений, затем – с руководителями предприятий, членами общественного совета, депутатами районной думы. В результате приняли решение (причём практически единогласно) о создании одного муниципального образования – городского округа в границах Санчурского района. Наша цель – создать городской округ к 1 января 2020 года. По большому счёту, мы эту работу уже вели. Подтверждение тому – процесс централизации, который не первый год идёт в районе. Сама жизнь заставляет идти по этому пути.

Актуальна, к примеру, кадровая проблема: в районе 8 глав поселений, 8 представительных органов, 8 генеральных планов, 8 бюджетов. О каком эффективном управлении можно говорить? Скажем откровенно, главы поселений вместо того, чтобы работать с населением, 80% своего рабочего времени тратят на создание нормативной базы, общение с нормативными и надзорными органами по вопросу написания этих документов. Они утонули в бумагах. И это те люди, которые непосредственно на местах должны заниматься улучшением качества жизни населения…

Новая модель – новые возможности для развития

Мнение коллеги поддерживает и Татьяна Телицина.

– Численность населения Белохолуницкого района – почти 18 тысяч человек, которое проживает в одном городском и десяти сельских поселениях, – говорит она. – Если нам нужно разработать какую-либо программу по ЖКХ, мы разрабатываем 11 таких программ. Если нужна программа по пожарной безопасности, то тоже разрабатывается 11. В результате главы поселений действительно большую часть своего времени тратят на разработку документов, которые в дальнейшем, скажем честно, далеко не всегда воплощаются в жизнь. Ещё момент: бюджет поселения в среднем составляет 4-6 миллионов рублей, маленького поселения – ещё меньше, поэтому сельские поселения не участвуют в программах областного и федерального уровней. А когда происходит объединение в один городской округ, бюджет получает больше возможностей привлечь средства и областного и федерального значения в территорию. Это огромный плюс. Но экономический эффект от введения новой модели я всё же отнесла бы на второй план. На первом – создание более мобильной единой административной модели оперативного управления.

Местное самоуправление в регионе. Новые подходыПрямая речь
Заместитель министра внутренней и информационной политики Кировской области Андрей Лучинин:
– Существующая в регионе двухуровневая система управления (первый уровень – 39 муниципальных районов и 6 городских округов, второй – городские и сельские поселения) теряет свою целесообразность и эффективность.

Цифра номера
5 районов области, Богородский, Лебяжский, Санчурский, Орловский и Унинский, выразили инициативу образования городских округов.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.