Главная > Интервью > Михаил Исупов: «Наша задача – качественное образование для всех»

Михаил Исупов: «Наша задача – качественное образование для всех»

Конец мая и начало июня – самое время для разговора с главой регионального министерства образования. К беседе о нынешнем дне и будущем вятской педагогики располагает всё: «последние звонки» в школах, конец одного учебного года и формирующиеся планы на следующий, ЕГЭ и новые меры поддержки вятских студентов, предложенные региональным правительством…

– Михаил Васильевич, почему что вы решили связать свою жизнь с образованием. Это семейное дело?

– В моей родословной много педагогов – прадед был учителем, мама работала мастером производственного обучения, обучала поваров. На выбор педагогической специальности повлияла и школьный преподаватель физики Нина Владимировна Бичевина. Она привила мне любовь к физике, астрономии, интерес ко всему неизведанному.

В школу с углублённым изучением физики и математики, будущий физматлицей, я пришёл работать студентом пятого курса. Конечно, было сложно: математики – дети особые, к тому же я сам ещё учился, моих знаний не всегда хватало для преподавания. Дети меня испытывали, задавали такие задачки, которые приходилось решать ночами.

– Долгое время вы возглавляли физико-математический лицей – инновационное, современное учебное заведение.

– Да, в лицее я вырос от учителя до директора, руководил им больше десяти лет. Лицей действительно особенный. Наши дети побеждают в интеллектуальных конкурсах, на всероссийских и международных олимпиадах. И это не только конкурсы по физике и математике, но и по физкультуре, литературе, химии, географии, экономике. Участие в интеллектуальных и творческих соревнованиях – обязательный элемент образовательной программы лицея.

– Какие приоритеты для развития региональной системы образования вы выделяете, встав во главе министерства?

– Наши школы – в числе лучших школ страны, мы – четвёртые по количеству победителей и призёров всероссийских школьных олимпиад, наши выпускники показывают достойные результаты по итогам ЕГЭ… Но в сложных социально-экономических условиях необходимы действенные меры для поддержания высокого уровня качества образования, по улучшению положения педагогических работников. Не случайно формирование комплексной программы развития Кировской области начато с вопросов сферы образования. Сейчас первоочередными задачами являются обеспечение доступности дошкольного образования, создание новых мест в общеобразовательных организациях, формирование образовательной сети на основе опорных школ, повышение эффективности подготовки кадров для экономики области…

– Пожалуй, один из самых важных и актуальных вопросов – нехватка мест в детсадах.

– Да, проблема детских садов – одна из основных в повестке дня. Несколько лет работала федеральная программа по их строительству в районах и городе Кирове. В 2016 году введены в эксплуатацию детсады в городе Уржуме и деревне Стулово Слободского района. За счёт областного и местного бюджетов в детских садах и школах области дополнительно открыто 18 групп для 446 детей дошкольного возраста.

Чтобы решить проблему, мы развиваем вариативные формы дошкольного образования. Это группы кратковременного пребывания, службы ранней помощи, центры развития ребёнка. Расширяется сеть частных детских садов. Также застройщикам новых микрорайонов города Кирова рекомендовано в создаваемую инфраструктуру наряду с другими объектами включать и детский сад.

Сейчас в правительстве области прорабатывается вопрос о выплате дополнительных средств в размере 5 тысяч рублей ежемесячно родителям детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих государственный или муниципальный детский сад.

– Несколько лет говорят о развитии в области системы инклюзивного образования. Но, по словам родителей «особенных» детей, почти ничего не меняется…

– Пока в регионе только заложена основа инклюзивного образования. Совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья со здоровыми сверстниками осуществляется более чем в 40% школ. Многие учреждения оснастили пандусами, спецподъёмниками, оборудовали кабинеты.Там действительно созданы хорошие условия.

Намного сложнее учить детей-инвалидов в обычной школе. Не хватает специалистов, которые бы могли работать с такими ребятами. Но мы движемся к совместному обучению обычных детей и ребят с особенностями развития. Главное, чтобы само общество было к этому готово.

– Из-за сложной ситуации с бюджетом педагоги боятся, что потеряют в зарплате и лишатся льгот по оплате коммунальных услуг. Для таких опасений есть основания?

– В области сохраняется комплекс мер соцподдержки педагогическим работникам. Выплачиваются единовременные денежные пособия молодым специалистам, если они пришли работать в образовательные организации, расположенные на территории муниципальных районов, городских округов.

Сохраняется льгота по компенсации оплаты услуг ЖКХ педработникам, которые живут и работают на селе, а также пенсионерам, бывшим педагогам.

Для выполнения майских указов президента правительство Кировской области приняло решение о повышении с 1 мая текущего года заработной платы ряда категорий работников областных государственных учреждений. Так, зарплата педагогических работников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возрастёт на 18,1%. На 6,3% увеличится заработная плата педагогических работников областных организаций дополнительного образования детей.

Кроме того, правительство области рекомендовало органам местного самоуправления районов и городских округов провести с 1 мая индексацию заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций и дошкольных групп общеобразовательных организаций на 6,15%, педагогических работников организаций дополнительного образования детей на 6,3%.

– Как планируете решать вопрос обновления педагогических коллективов?

– Наша система образования всегда славилась педагогическими кадрами, но без их обновления мы столкнёмся с большой проблемой: кто будет учить детей? Я бы не говорил, что молодые люди совсем не хотят работать в школе. За последние два года в систему образования пришли примерно 400 человек, но не все из них остались, ведь преподавание – достаточно тяжёлый труд.

С этого года министерство начало прямую работу с администрациями муниципальных образований, директорами школ по совершенствованию профориентационной деятельности.Прорабатывается вопрос об открытии педагогических классов. Такие планируется открыть в сентябре этого в четырёх школах области – в Кирове, Слободском и Омутнинске.

– Глава региона поставил перед системой образования задачу – работать прежде всего на потребности рынка труда…

– В настоящее время министерством образования разрабатывается проект «Опорное предприятие – подшефная школа», цели которого – создание шефских связей между промышленными, сельскохозяйственными предприятиями и школами, ранняя профориентация школьников.Профессиональному самоопределению будет способствовать и создаваемый центр помощи в трудоустройстве обучающимся профессиональных образовательных организаций.

С целью закрепления выпускников школ на территории Кировской области для получения дальнейшего образования и последующего трудоустройства меняется механизм предоставления стипендий правительства Кировской области. С 1 сентября 2017 года они будут предоставляться всем студентам, заключившим четырехсторонние соглашения с министерством образования Кировской области, вузом, предприятием-работодателем, расположенным на территории области, имеющим приоритетную значимость для экономики нашего региона.Четырёхстороннее соглашение предусматривает обязательство выпускника по окончании вуза заключить трудовой договор с предприятием, отработать определённый срок по направлению подготовки, по которому он проходил обучение в вузе.

– Михаил Васильевич, какие новшества ждут образовательную систему в этом году?

– Наша главная задача – создать условия для получения всеми детьми качественного образования. Для этого начинается перевод ряда муниципальных школ в областную собственность. Эти школы станут центрами по реализации образовательной политики в сфере общего образования, будут поддерживать другие школы муниципалитетов, в том числе и сельские.

На повышение качества общего образования направлены проекты дистанционного обучения сельских школьников и проект «Мобильный учитель».В Кирове идёт строительство ещё одной новой школы на 1000 мест. На выкуп объекта запланировано около 400 миллионов рублей, из них более 372 миллионов рублей – из федерального бюджета, 22 миллиона рублей – из областного.

Также 1 сентября в Кировской области на базе Просницкого лицея откроется кадетский корпус, в котором будут обучаться 200 кадетов.

Личное дело

Михаил Исупов родился в городе Кирове 13 февраля 1969 года. Окончил Кировский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина в 1991 году по специальности «физика и математика». Работал учителем физики в школах № 14 и 35 г. Кирова. С 2003-гопо 2006 год – заместитель директора Кировского физико-математического лицея. С 2006 года – его директор.

Кандидат педагогических наук. Почётный работник общего образования РФ.Указом главы региона в феврале 2017 года назначен и.о. министра образования и введён в состав правительства Кировской области.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.