Главная > Власть > «Мы сделали осознанный первый шаг»

«Мы сделали осознанный первый шаг»

На прошлой неделе мы начали большой разговор с и.о. заместителя правительства Кировской области Константином Мищенко об источниках пополнения регионального бюджета, о доходах от грамотного управления недвижимостью и лесом, а также о несомненных плюсах, которые несёт систематизация информации об имеющихся ресурсах. Сегодня – продолжение начатой темы…

— Итак, Константин Васильевич, если говорить о систематизированной информации о степени эффективности доходов, то это — стержень…

— Я бы сказал, что это — ключик, которым открывается рабочее поле. Управление недвижимостью по определению есть индивидуализированная работа с каждым объектом. Но когда у нас на карте города Кирова зелёного (оптимальные налоговые поступления с отдельно взятого объекта недвижимости) и красного (поступления, но заведомо неполные) в сумме кратно меньше, чем серого (объекты, сведений о которых нет вообще) следовало бы бить тревогу и кого-то вызывать «на ковёр»? Но кого? Налоговиков? Предположим. Росреестр? У них есть только то, что добровольно, по внутренней потребности представлено для регистрации. Муниципалитет? Как сформулировать претензию людям, которые выросли в таких условиях, в таких учились, получали рабочее место и рабочее задание? Чтобы был понятен масштаб проблемы и соответственно предстоящей работы по созданию информационной системы экономической эффективности (ИСЭЭ) объектов недвижимости, скажу, что у нас в каждой (или почти в каждой) области России на кадастровом учёте стоит едва ли не двойная площадь земель. Особенно это касается регионов с повышенной инвестиционной привлекательностью.

— Это открытые для общества сведения?

— К сожалению, это недостаточно донесённые до общества сведения.
Три года назад я впервые «ушибся» об этот невероятный факт в Ростовской области. На тот момент площадь области была известна: 120 тысяч квадратных километров. А на кадастровом учёте региона числилось 1,92 этой земельной площади. С трудом верится? Всем так. Две площади Ростовской области было «забито» в кадастр. Разобраться в такой рукотворной каше вообще не представлялось возможным. А уж без помощи компьютерной программы…
Мы брали карты городов и районов, вручную раскрашивали земельные участки, тщательно проверяя документы, удостоверяющие право собственности по каждому.

— И?..

— За почти три года работы мы снизили показатель до 1,67. Тоже фантастически много, поскольку всем понятно, что кадастровые данные в 1,67 раза превышают площадь земель Ростовской области. Но представляете, сколько «отсеялось» лишнего?

— А в Кировской области?

— По нашим предварительным прикидкам, – 1,37 реальной площади.

— Лесные угодья?

— Как бы не так! Лесные участки до сих пор практически не ставили на кадастровый учёт.

— Да ладно! Почему?

— Сами попробуете догадаться? С трёх раз получится? Мы – команда Игоря Владимировича Васильева – в рамках деятельности по управлению недвижимостью сейчас буквально изо всех сил торопимся ставить на кадастровый учёт лесные территории. Мы понимаем, что без тотального учёта невозможно выявить участок леса, где спилено конкретное бревно.

— Ещё несколько наивных вопросов, Константин Васильевич. Скажите, глава районной администрации без той компьютерной программы, над которой вы сейчас работаете, знает своё хозяйство? Может им управлять? Сколько у него земельных участков и объектов недвижимости на них, положим, запомнить можно. Но вот сколько налоговых или арендных платежей поступает с каждого отдельно взятого?

— Да нет же, нет! Мы с самого начала говорим об этом, и только об этом. Без разработки и повсеместного внедрения программы расчёта экономической эффективности, без подробнейшей методики сбора и анализа данных ни в Кировской, ни в Челябинской областях, ни в городе Сочи, Крыму или Калининграде с места не сдвинешься. Помните, наш президент Владимир Владимирович Путин в ходе последней «прямой линии» успокаивал жителей Дальнего Востока тем, что их проблемы с получением гектаров (и вообще земельных участков) ему хорошо известны? Что проблемы эти упираются в недостоверный, запутанный, непроработанный ГКН? Помните? Президент сказал, что и в судьбе отдельно взятого россиянина, и в судьбе конкретной области, и, естественно, в темпах социально-экономического развития государства в целом кадастр первичен: не решив проблему кадастра, не решить вообще ничего.

— И как же понудить районное руководство приступить к кадастровым работам, к межеванию участков, постановке их на учёт, регистрации права собственности или договоров аренды, к работе, короче говоря, от которой всё равно не уклониться? Как заставить специалистов посчитать то, на что живём и что оставим детям?

— Думаем. Вникаем в ситуацию. Перебираем варианты. Деньги нужны. Кадастровый инженер за межевание одного участка в шесть соток требует больше 10 тысяч рублей. Помножьте на многие тысячи гектаров области…

— Как-то так у нас складывается разговор, Константин Васильевич, будто Кировская область добровольно взяла на себя бремя лидерства… В Московской же области, признаем, люди не глупее нас… Те же пермяки или свердловчане живут, не ропщут… Нет? Я не прав? Так только кажется?

— Да правы вы, конечно же. Прежде всего, наверное, нас нужда жёстче других взяла за горло. Знаете, 27 миллиардов государственного долга заставляют напрягаться даже тех, кто любит покой и негу. Это такой долг, который привычным инструментарием не погасишь. Это настолько грандиозная гиря на ногах, что отвязать её можно только творческими методами. Все известные источники пополнения бюджета хороши только тогда, когда, как вот у нас в 2017 году, жизнь ведётся по средствам. Но! Но при этом нет застарелых долгов! Рубль заработали – рубль планово и потратили. Если же и доходов не хватает, и на расходную часть бюджета посягать нельзя, ибо там всё «вылизано» по минимуму, долги не отдашь. Даже проценты по обслуживанию долга не отдашь. Но у нас сложилась именно такая ситуация. Тупиковая для обычных методов хозяйствования и пассивного управления недвижимостью. Предполагающая если уж и не «мозговой штурм» с налётом некоторой театрализации, то плотную работу специалистов, экстренную генерацию идей.

— Не страшно? А ну как «не срастётся»? Творчество – вещь такая…

— Любой шаг вперёд в жизни делать страшновато. Как бы чего не вышло… не лучше ли, как все… Но, повторю, нужда заставляет быть смелым. Не бесшабашным, а именно зажавшим страх в кулаке и настойчиво делающем своё дело.
Одно из наших новшеств, зашагивание «поперёд батьки» заключается в следующем. На сегодняна кадастровом учёте имеются границы 85 субъектов Российской Федерации. Всё начинается с границ субъектов, всё в них упирается. Границы же с точки зрения современных требований не отмежёваны должным образом. Мы считаем, что их и не надо наново перемежёвывать, тратя на это миллиарды отсутствующих рублей, а просто утвердить соответствующим постановлением правительства. Возникнут в дальнейшем конкретные локальные вопросы у соседей по конкретному участку границы – пусть сами и межуют.

— Что это даст?

— Площадь субъекта Российской Федерации, прежде всего. Площадь нашей Кировской области в сопоставлении её с многочисленными нашими соседями. «Печку», от которой мы начнём танцевать порайонно, от участка к участку, выметая, вычищая всё лишнее, «спрятанное», подпольное.

— А сейчас? Вы же мне только что назвали площадь Ростовской области.

— Это сведения, которые известны всем, но которых нет в ГКН. В государственный кадастр не внесёшь ничего, что не отмежёвано в натуре. Как тот голый король, которого уличил в слепоте маленький мальчик.

— Откуда же вообще взялись «поворотные точки» границ субъектов Российской Федерации?

— Из Госфонда данных. Из того полумифического источника, который был известен всем, но пользовались им только избранные. На него, как вы догадываетесь, ссылаться официально нельзя.

Что такое «объекты управления»

— Наука под названием «управление недвижимостью» давным-давно ответила на все те вопросы, над которыми мы с вами сейчас бьёмся,словно рыба об лёд. Мир битком набит конторами по управлению недвижимостью. Неужели специалисты до сих пор не написали десятки, если не сотни методичек на все случаи жизни?

— Нет. Не так. Прежде чем, собственно, приступить к управлению, следует «монетизировать», документировать, отобразить в неких ощутимых формах то, чем ты собираешься управлять. Конкретно поштучно объекты недвижимости с их исчерпывающими характеристиками. Площадь объектов и их количество, многоквартирные дома и котельные, магазины и встроенные в дома мастерские, протяжённость дорог и площади водоёмов… Перечислять ещё? Затем всё перечисленное систематизировать и перевести на компьютерный язык.

— Хотите сказать, что за предыдущие десятилетия такого толка знания не систематизированы?

— Даже не собраны. Пока ещё нечего систематизировать, пока ещё надо просто разобраться в данной «куче мале». И, разобравшись, составить карту экономической эффективности руководителя субъекта.

— Оговорились? Очевидно, экономической эффективности не руководителя, но собственно субъекта?

— А вы видите разницу? Вы считаете, что экономическая эффективность субъекта не есть характеристика его руководителя? Если речь о городе – то главы города. О районе – главы района и так далее.

— О субъекте федерации точно так же?

— Обязательно! И обо мне, и.о. заместителя врио губернатора, тоже только так. Государственный долг не сокращается (даже если хотя бы прекратил идти в рост) – я никчёмный управленец. Новых идей не генерируется – грош нам всем, членам команды, цена. Один губернатор получает с квадратного метра территории области (или квадратного метра ОКСов), условно, 120 рублей, а другой только 100 рублей – поставим их в один ряд?

— У них могут быть совершенно разные условия!

— У них обязаны быть совершенно разные условия, нас вообще всех создатель отправил в жизнь с разными способностями. Но! Но именно губернатор есть лицо, осуществляющее нормативно-правовое регулирование. Читай – регулирование тех самых условий, на которые мы столь охотно киваем, когда признаёмся в собственных просчётах. Задача команды губернатора заключается в подготовке инструментария для нормативно-правового регулирования. В сборе и анализе информации прежде всего. В разработке компьютерных программ. В подготовке документальной базы для законотворческих инициатив.

— Вопрос, Константин Васильевич, которым я хотел бы подвести черту. Почему данная кропотливая подготовительная работа по составлению карты экономической эффективности территорий районов и муниципальных образований ведётся силами сотрудников областной администрации? Почему, иначе говоря, вы не хотите поручить её руководителям этих территорий? Пусть глава города Кирова встряхнётся и впервые поинтересуется тем, что расположено за окнами его кабинета. Пусть главы 49 районов к, скажем, началу августа положат вам на стол исчерпывающие сведения. Более того, пусть эти сведения будут не о том, сколько процентов от доходной части области дал город Киров, а о том, сколько процентов или миллионов рублей он недодал, поскольку не собрал, поскольку никогда не знал, сколько и с кого следует собирать?

— Наверное, что-то в этом есть. Мы сделали осознанный первый шаг. Впереди длинный путь познания. Наберёмся мужества и терпения: пройдём по нему как можно дальше.