Главная > Культура > “Наш Мироныч”: как художники создавали образ Сергея Кирова

“Наш Мироныч”: как художники создавали образ Сергея Кирова

На открытии выставки директор Вятского художественного музея Татьяна Мазур подчеркнула, что главная задача экспозиции – показать советскую эпоху, вспомнить уроки истории.
– Те годы можно оценивать по-разному, но они были наполнены трудовыми победами и другими свершениями народа, – сказала Татьяна Сергеевна.
Говоря об открывшейся выставке, заведующая музеем-квартирой С.М. Кирова, кандидат исторических наук Татьяна Сухарникова отметила, что практически все представленные здесь работы созданы в конце 1930-х годов.
– С началом Великой Отечественной войны из Ленинграда, вокруг которого уже сжималось кольцо блокады, в последних эшелонах вывозили в эвакуацию и коллекцию нашего музея. Поэтому за каждым из экспонатов стоит судьба ленинградца, который остался в блокадном городе, и мы обязаны это хранить, – сказала она.
По словам Сухарниковой, и в эпоху перестройки руководство города приняло решение сохранить музей-квартиру Сергея Мироновича Кирова. Сегодня это центр, где занимаются изучением истории Ленинграда, в том числе довоенной поры.
– Вятский художественный музей имени Васнецовых очень щепетильно выполняет свой просветительский долг, – подчеркнула Татьяна Анатольевна.

«Мальчик из Уржума»

В экспозицию вошли более 150 произведений искусства. Это работы советских классиков, живопись и графика вятских художников. Впервые жители и гости города увидели посмертную маску С.М. Кирова и другие редкие предметы из фондов музеев.
Личность Кирова и советская эпоха представлены произведениями современников Сергея Мироновича. Среди них классики советского искусства эпохи соцреализма: И.И. Бродский, А.Н. Самохвалов, М.В. Куприянов, Б.Н. Яковлев, Е.С. Кругликова, Н.А. Павлов, Н.В. Томский, М.Г. Манизер. В экспозиции представлены работы и менее известных авторов: Н.Н. Рябинина, А.Г. Ситтаро, Л.Я. Хортика, А.Г. Мамедова, О.Я. Кангиласки.
Образ Кирова рассматривается художниками в двух ипостасях. С одной стороны, как официальный, торжественный – трибуна революции, видного деятеля партии, близкого друга Сталина. В монументальных композициях Киров изображён выступающим на съезде, на встрече со Сталиным. Современники, зная о блестящих ораторских способностях Сергея Мироновича, стремились услышать его выступления. Другие авторы создавали образ «нашего Мироныча» – близкого к простым людям, умевшего говорить с народом. В произведениях камерного звучания он показан беседующим с рабочими, с детьми.
С середины 1930-х годов над темой кировских мест в Уржуме работали художники Ленинграда и Кирова. Первым автором, командированным в Уржум вскоре после убийства Кирова, стал М.Г. Платунов. Он дважды приезжал на родину Сергея Кострикова. По итогам поездки им были выполнены рисунки и живописные полотна для музея С.М. Кирова в Ленинграде. Этот цикл включает панорамные виды Уржума, памятные места в городе, интерьеры мемориального дома. В рисунках ленинградского графика Г.Н. Веселова, иллюстратора книги А.Г. Голубевой «Мальчик из Уржума», изображены сцены детства Серёжи Кострикова, не вошедшие в книгу.
Среди художников-земляков кировская тема наиболее ярко воплотилась в творчестве известного мастера ксилографии А.М. Колчанова в серии «Кировские места в Уржуме» и у Д.Н. Сенникова в серии цветных рисунков «Зимой в Уржуме».
Уникальным произведением является созданный М.А. Гордоном в годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде плакат «За кровь нашего незабвенного Кирова огонь по фашистской гадине». Образ Сергея Мироновича в изобразительном искусстве – это яркое воплощение одной из значительных страниц советского художественного мифа о героической личности революционера и вождя, ведущего страну к победе социализма.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.