Главная > Новости > Наталия Красильникова: «В театре возможно всё»

Наталия Красильникова: «В театре возможно всё»

В свой 85-й сезон Кировский театр кукол им. А.Н. Афанасьева вошёл с новым главным режиссёром. Им стала Наталия Красильникова, которую кировчане хорошо знают как яркую актрису и исполнительницу главных ролей во многих постановках Театра на Спасской последних лет.

В интервью «КП» Наталия рассказала о планах на ближайшие месяцы и о том, легко ли ей далось решение о смене театра.

– Ваш переход в театр кукол стал неожиданностью для многих кировских театралов…

– Действительно, моё решение может показаться неожиданным для тех, кто знает меня в основном как драматическую актрису. Хотя на самом деле и актёрское, и режиссёрское образование я получила на факультете театра кукол Санкт-Петербургской академии театрального искусства (сейчас – Российский государственный институт сценических искусств).

Считаю, что это сильнейший факультет в стране, который готовит кукольников: актёров, режиссёров, художников. Там преподают замечательные педагоги. Выпускники факультета после окончания работают и в театрах кукол, и в театрах драматических, и в кино. Кто что для себя выберет, у кого как сложится творческая судьба. Меня же счастливый случай привёл в кировский Театр на Спасской, в котором я осталась на долгое время.

Что касается театра кукол, то я очень люблю этот вид искусства. Недавно передо мной встала задача – поставить дипломный спектакль. Обсуждение деталей этой постановки с нашим театром кукол неожиданно вылилось в то, что я получила предложение стать главным режиссёром. И согласилась.

– Мечта о каком-то кукольном спектакле, который хочется поставить уже давно, у вас есть?

– Что касается мечты о каком-то спектакле, то я бы не стала выделять одно конкретное название. Интересно очень многое. Если вы видели мои работы в Театре на Спасской, то могли заметить мою тягу к масочности, метафорам, иносказанию.

Всё это характерно для театра кукол. Здесь, как говорят кукольники, возможно всё. Даже «потерять голову от любви» в буквальном смысле слова: если в драматическом театре актёр должен сыграть состояние влюблённости, то в театре кукол персонаж действительно от любви может лишиться головы. Конечно, это тоже будет метафора, но очень выразительная. Тем и интересен театр кукол.

– Вы помните кукольные спектакли, на которые ходили в детстве?

– Это был Кировский театр кукол, но спектаклей, конечно, я уже не помню, потому что была совсем маленькой. Первые спектакли, которые сохранились в памяти, я увидела уже на сцене Театра на Спасской.

– Чего не хватает репертуару театра на первый взгляд: спектаклей для самых маленьких или, наоборот, для взрослых?

– Сейчас я начинаю свою работу с анализа. Вы видите, что на столе передо мной лежит репертуар. Надо внимательно изучить всё, что сегодня есть в театре, и только потом думать, какие спектакли мы будем ставить.

Спектакли для взрослых? Замечательная задача, творческая! Но мы понимаем, что не можем посвятить весь сезон только им, не подумав про маленьких зрителей. Наоборот, большая часть спектаклей в этом сезоне будет ориентирована на детскую аудиторию.

– А вообще, реально в Кирове ставить кукольные спектакли, которые будут собирать полные залы взрослой публики?

– В Кирове есть зритель, который готов смотреть такие спектакли. Пусть даже подобный формат для нашего города несколько необычен. Пока.

Сейчас я веду переговоры с режиссёрами, которые приедут в Киров, чтобы ставить спектакли. Будет и спектакль с возрастным ограничением «12+»: постановка прекрасного белорусского режиссёра Александра Янушкевича. Очень надеюсь, что всё получится.

Театр кукол изначально не был театром для самых маленьких. Это появилось в советские времена, когда в стране стали создаваться большие репертуарные театры, выпускавшие спектакли для детей. Для зрителей помладше – театры кукол, для зрителей постарше тогда же возникли театры юного зрителя.

В Европе театр развивался иначе. Там не было такого строгого деления на спектакли для детей и взрослых.

– У вас есть план действий на новом рабочем месте на год или ближайшие полгода?

– Переход в Кировский театр кукол для меня совпал с подготовкой предстоящей премьеры в Театре на Спасской (26-29 сентября здесь можно будет увидеть новую режиссёрскую работу Наталии – сказку «Иван – богатырский сын» (6+). – М.С.). Кроме того, сейчас в городе проходит фестиваль «Вятка – город детства», одной из площадок которого стал наш театр.

Однако, несмотря на это, я могу сказать, что скоро к нам приедет замечательный молодой петербургский режиссёр Денис Казачук. Он уже ставил спектакли в Кирове: «Сказка о Золотой рыбке», «Сказка о Ёжике и Медвежонке». Это были постановки на малой сцене. Теперь же будет большая сцена и спектакль «Карлсон, который живёт на крыше». Мне кажется, это хороший вариант для весёлой предновогодней истории, которая станет подарком городу к празднику.

Будут и премьеры для зрителей помладше, ближайшая – «Крошечка-хаврошечка», рассчитанная на детей с 4 лет.

Конечно, и лаборатории будем проводить для актёров. Это всегда интересно, и часто результатом подобных мероприятий становятся новые спектакли.

– Дети меняются. Например, сегодняшних интересуют роботы и динозавры, тогда как их родителей в детстве были совсем другие интересы…

– Безусловно, подобные моменты надо учитывать при формировании репертуара. А для того, чтобы понять, как изменились дети, достаточно сравнить советские и современные мультфильмы. И сразу многое станет ясно. Сегодня на экране быстрее меняется картинка, ярче краски и громче музыка, герои стали совсем другими…

Не думаю, что нам надо ставить спектакли про роботов или копировать популярные мультфильмы, выпуская постановки про фиксиков. Это не тот путь. Гораздо интереснее для театра то, что сегодня происходит в детской художественной литературе. Появляются новые книги, хорошие авторы. Поставив их на сцене, мы станем интереснее и детям, и их родителям, ведь в театр вместе с детьми приходят и взрослые.

– Вы сами планируете играть на сцене?

– Мы договорились, что в своих ролях Театра на Спасской я буду продолжать выходить на сцену. Это счастье для меня, я очень этому рада.

Возможно ли моё появление на сцене театра кукол? Я этого не планирую, но могу точно сказать: если вдруг такое случится, не растеряюсь.

– Какие из ролей, сыгранных в Театре на Спасской стали для вас самыми важными?

– В памяти актёра остаются все сыгранные роли. Но есть так называемые знаковые. Это и Джульетта, и Золушка, и Эвридика, и Маленький принц… Соня в «Дяде Ване», хотя спектакль шёл не так долго, как хотелось бы. Безусловно, все они каким-то образом повлияли на меня. Было бы странно около сотни раз пропустить через себя такую эмоциональную лавину, как Джульетта Шекспира, и ничего не почувствовать.

– Работа главного режиссёра – это исключительно творчество или же придётся заниматься многочисленными организационными моментами?

– Ещё в Театре на Спасской, когда взялась за режиссуру, я сделала для себя неожиданное открытие: работа режиссёра – не только творчество. Когда ты становишься режиссёром, большую часть своего времени ты занимаешься решением организационных моментов. Если ты не организуешь людей, никакое творчество не состоится. Другое дело, что и в этом процессе можно определённое творчество найти.

– Какую первую вещь вы принесли с собой в новый кабинет главрежа?

– Это картина моего друга и прекрасного художника Елены Авиновой, которая раньше была главным художником Театра на Спасской, а сейчас живёт в столице. Иногда она приезжает в Киров и устраивает свои выставки.

– Не собираетесь привлечь Елену к новым проектам уже в театре кукол?

– Почему нет?! Я уже говорила, что в театре вообще возможно всё.

– В вашей биографии были отъезд в Тулу и возвращение на Вятку…

– Я всегда с трудом сидела на месте. Стараюсь ездить на лаборатории, постоянно учиться. Трижды закончила нашу театральную академию в Петербурге. В Туле работала в Тульском академическом театре драмы, куда мы были приняты вместе с мужем.

Прекрасный театр, прекрасные актёры, интересные роли… Но в какой-то момент я захотела учиться режиссуре, и надо было решить, смогу ли я совместить учёбу с работой в театре.

Именно в этот момент мы встретились с директором Театра на Спасской Владимиром Ивановичем Грибановым, он предложил вернуться в Киров, работать и учиться. После этого с Тулой пришлось попрощаться. Но с коллегами из этого города мы не расстаёмся, продолжаем дружить. Например, тульский актёр Дмитрий Чепушканов приезжал в Театр на Спасской на постановку боя в спектакле «Обыкновенное чудо», режиссером которого я являюсь.

– Помимо театральных работ у вас есть и несколько ролей в кино…

– Это было давно. После того как я получила актерское образование, мне надо было выбирать: пробовать себя в кино и оставаться в Петербурге или играть в театре и жить в Кирове. Но тогда, в начале 2000-х, снимали в основном сериалы про бандитов. Выбор я сделала в пользу театра. Нисколько об этом не жалею. Наверное, это был выбор пути. Своего пути.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.