Главная > Без рубрики > Выбор редакции > «Не только нужно, но и жизненно необходимо»: кировчане о возвращении педагогического вуза

«Не только нужно, но и жизненно необходимо»: кировчане о возвращении педагогического вуза

Губернатор Игорь Васильев заявил о планах по восстановлению высшего учебного заведения по подготовке учителей.

Спустя пять лет после объединения двух крупнейших учебных заведений Кировской области – ВятГГУ и ВятГУ в единый вуз, представители власти, эксперты и аналитики вновь обсуждают тему восстановления педагогического вуза. Об этом, в частности, говорил губернатор Кировской области Игорь Васильев.

Старейшим на Вятке учебным заведением многие годы был институт, готовивший педагогов. Начав свою историю в далёком 1914 году как Вятский учительский институт, педвуз стал alma mater для тысяч педагогов Вятского края и других регионов. В 2016 году ВятГГУ был объединён в единый «опорный вуз» и стал частью ВятГУ.

«Восстановление педагогического института – это вопрос дальнейшего развития края»

Прошедший путь от учителя истории в школе-восьмилетке Опаринского района до руководителя областной системой образования, депутат Заксобрания Анатолий Чурин, уверен, что области нужно возвращать вуз для подготовки педагогов. Такое мнение Анатолий Михайлович, посвятивший всю свою жизнь педагогической работе, высказал в интервью «Кировской правде». По мнению Анатолия Чурина, закрытие педагогического вуза было стратегической ошибкой. Анатолий Михайлович считает, что учителю нужно возвращать авторитет и уровень профподготовки, который имели педагоги в советское время. А для этого необходимо восстановление педуниверситета.

– Хотелось бы верить, – подчеркнул Анатолий Михайлович, – что руководство региона понимает всю важность этой задачи и у него хватит политической воли для её решения.

Вместе с тем, областное руководство действительно рассматривает вопрос о восстановлении педуниверситета. Об этом, в частности, говорил губернатор Игорь Васильев в ходе «прямой линии» с жителями области.

– Мы сейчас планируем заняться работой по восстановлению педагогического вуза, который у нас был, – отметил Игорь Владимирович. – Произошли определённые события, вуз стал частью опорного университета. Но тем не менее, есть потребность в таком высшем учебном заведении для будущих педагогов.

Область нуждается в педвузе

Кандидат исторических наук Юрий Кузьмин, имеющий огромный опыт преподавания в педвузе (ВятГГУ), согласен с позицией губернатора:

– Безусловно, педагогический институт необходимо вернуть, – отметил в беседе с корреспондентом «КП» Юрий Михайлович. – Вряд ли возвращение педагогического института повредит опорному вузу. Когда у нас в области был педагогический институт, вся его работа – от ректора до лаборантов, была ориентирована на подготовку педагогов. Были специальные предметы, которые готовили профессиональных учителей, были тесные контакты со школами области и города, активно сотрудничали преподаватели института с учителями через институт усовершенствования учителей, через посещения школ города и области.

Мечта историка

Педагогический вуз (ВятГГУ) – родное учебное заведение и для кандидата исторических наук Павла Чемоданова, заведующего сектором научно-исследовательской работы и связей с общественностью Кировского областного краеведческого музея. Павел Андреевич уверен, что регион нуждается в педагогическом вузе, поскольку в области (особенно, в глубинке) существует учительский «кадровый голод».

– Педагогический институт опорного университета не до конца справляется с задачей подготовки учителей, поскольку в него входит лишь собственно педагогическое направление (а как же учителя гуманитарных, естественных и точных предметов?). К тому же, сама нынешняя структура опорного вуза слишком громоздка и с трудом поддаётся управлению, о чём неоднократно говорили его сотрудники в личных беседах, – отмечает Чемоданов.

Павел Андреевич признаётся «КП», что его мечтой является восстановление и исторического факультета (студентом которого он был):

– Даже накануне слияния вузов на истфаке были мощные педагогические кадры и сильные научные школы по изучению отечественной и всеобщей истории. Сильны были традиции, которые закладывались такими классиками местной исторической науки как А.В. Эммаусский, Е.И. Кирюхина, В.И. Бакулин и др. Истфак был не только факультетом, но и центром общественной мысли нашего региона. После объединения все это как бы «растворилось» в структуре Института гуманитарных и социальных наук, произошло сокращение числа кафедр и т.д. Это отрицательно сказалось как на подготовке учителей истории, так и на дальнейшем изучении истории Вятского края. Возвращение исторического факультета и его замечательных традиций не только нужно, но и жизненно необходимо! Скажу более, это моя мечта.

Как считает Павел Андреевич, восстановление педагогического вуза в области вполне возможно. Для этого нужно выделить в самостоятельную структуру из состава опорного университета помещения, ставки и оборудование, относившиеся некогда к ВятГГУ. При этом в названии и уставе новой, а по факту, восстановленной образовательной организации обязательно должно быть закреплено слово «педагогический». В то же время, опорный вуз сохранит за собой потенциал бывшего политеха с упором на технические направления.

1914 – год основания Вятского учительского института.
16 факультетов было в вузе в последние годы работы.
Свыше 12 тысяч студентов обучалось в вузе.

«От качества образования зависит будущая жизнь человека»

Андрей Маури, доктор педагогических наук, выпускник филологического факультета Кировского педагогического института, в течение 15 лет – председатель попечительского совета вуза

– Могу сказать, что возрождение педагогического университета – мечта не только губернатора, но и всех выпускников Кировского государственного педагогического института или Вятского государственного гуманитарного университета, смотря кто когда заканчивал.

Во-первых, субъективно, это – наша alma mater. Во-вторых, объективно, это – учебное заведение со столетними традициями, которые в образовании очень важны. Дух образования и педагогики буквально жил в каждой аудитории нашего любимого вуза. Годами отрабатывались научные связи, формировались научные школы и коллектив единомышленников. В жизни есть такое понятие – специализация. Для вуза, готовящего педагогические кадры, это основа основ. Ведь, от качества образования зависит будущая жизнь каждого человека.

– Насколько технически и организационно реально сегодня восстановление педагогического вуза, на ваш взгляд?

– Мне кажется, что ключевыми здесь являются желание и воля. Если они есть, то региональная власть и два федеральных министерства, курирующих эту сферу, смогут решить вопрос, а в результате педагогический университет вновь заработает.

При этом, важно чтобы государство осознало проблему повышения престижа учительской специальности. Надо, чтобы юноши и девушки хотели идти в школу, оставаться там работать. Я знаю немало молодых людей, которые подсознательно готовы стать учителями, несмотря на не очень высокие заработные платы и не всегда понятные перспективы карьерного роста. Однако люди чувствуют педагогическое призвание. Многое зависит и от того, чему и как учат студентов. Обучающая среда всегда влияла и влияет на формирование будущего педагога.

– Специализированный вуз помогал студентам убедиться в правоте своего выбора?

– Особая философия педагогического высшего учебного заведения приносила свои плоды. Многие шли в вуз, потому что хотели быть такими же, как и их любимый учитель. А институт или университет помогали реализовывать этот момент, поддерживали выбор человека. То, что утеряно с закрытием педагогического вуза – именно традиции, позволявшие, в том числе, убедить молодых людей в важности их будущей профессии.

К сожалению, с объединением вузов, у педагогов значительно уменьшилось количество часов, выделяемых для методики преподавания предметов, к управлению стали приходить «люди-функции», пропал сам дух учительства. Как бы сейчас не замалчивали эту тему, но у многих преподавателей есть внутреннее неприятие сегодняшней ситуации. Достаточно посмотреть на профессорско-преподавательский состав – насколько он меняется. Уходят авторитетные люди, которые всегда были гордостью педагогического вуза. Достаточно посмотреть на состав ректората университета, чтобы понять – педагогика ушла на второй план. Критиковать нельзя, нет дискуссии о судьбе педагогического образования. А ведь это может привести к трагическим последствиям для экономики региона. Чтобы готовить хороших учителей, сам ВУЗ должен быть укомплектован хорошими кадрами, заинтересованными в своей работе.

– Глава региона говорит о том, что кировский педагогический университет сможет обеспечивать кадрами и другие регионы страны. Вы согласны с этим?

– У нас очень удобное географическое местоположение. Мы – единственный регион России, который граничит сразу с девятью субъектами Федерации. Для многих учёба в Кирове очень интересна, потому в городе можно недорого снять жильё, а преподаватели тепло относятся к студентам: чем меньше город, тем более камерное и внимательное отношение к иногородним учащимся. В житейском и человеческом плане студентам всегда помогают. Поэтому, на мой взгляд, кировский вуз был бы востребован и сейчас. Это подтверждают и примеры других городов, подобных нашему, где сумели сохранить педагогические вузы. Там такие университеты и сейчас себя достаточно уверенно чувствуют.

Руслан Мамедов, кировский шоумен, блоггер, выпускник Кировского пединститута:

– Могу сказать, что мечта губернатора о возрождении педагогического вуза полностью совпадает с моей. Это было достойное учебное заведение, которое готовило не столько предметников, сколько педагогов-гуманитариев. Неслучайно институт со временем стал гуманитарным университетом.

Как сказал мой друг – известный режиссёр Алексей Петрухин, «учительство – это больше, чем просто братство». Когда я впервые услышал это, у меня мурашки побежали по коже. Это так! И этому нас учили в стенах родного педагогического университета, который был, есть и будет в наших сердцах.

Помню, как мы с моим другом Борисом Файбышенко вели церемонию 100-летия вуза, даже не подозревая, что учебное заведение будет куда-то передано.

Конечно, если педагогический университет вернётся, то нынешний период со временем забудется. Но очень обидно, что мы что-то делаем, а потом «отруливаем» назад. А нам бы вперёд идти! Как с церквями когда-то было: сначала рушили, а потом восстанавливаем.

Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.