Главная > Интервью > Николай Дубровин: «Пассажир – наш главный источник финансирования»

Николай Дубровин: «Пассажир – наш главный источник финансирования»

С 24 декабря Минтранс России вводит дополнительные правила для перевозчиков, несколько меняя порядок проведения предрейсового контроля транспортных средств. Транспортные организации города Кирова обратились в региональную службу по тарифам с просьбой поднять цены на проезд в общественном транспорте в 2018 году. Эти два момента стали поводом для встречи с генеральным директором АО «Автотранспортное предприятие» Николаем Дубровиным.

– Николай Иванович, начнём с дополнительных правил, вводимых Минтрансом. Что конкретно изменится?

– 6 апреля этого года вышел приказ Минтранса России, который вносит ряд изменений в порядок проведения предрейсового контроля транспортных средств. Но они незначительны. Первое связано с озадаченностью Минтранса резонансными ДТП в стране. Отсюда введение такой нормы: «предрейсовый контроль проводится до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки». Что это значит? Ни для кого не секрет, что сейчас пассажироперевозчики-частники, закончив работу на маршруте, едут, допустим, на рабочей «ГАЗели» домой. А утром, едва проснувшись, садятся за руль и снова выезжают на маршрут. Они штампуют путёвки на неделю вперед и катаются по маршруту прямо от дома. Такого больше не будет. Техника должна ночью находиться строго в определённом месте, где и будет проходить техконтроль. Ещё нюанс: введена утренняя проверка тахографов ГЛОНАСС, устройств обогрева стёкол и работоспособности всех приборов на работающем двигателе. Если всё в норме, контролёр в путевом листе ставит отметку-штамп «прошёл предрейсовый контроль технического состояния» с фамилией, датой, временем и подписью контролёра.

– Тем самым водитель освобождается от ответственности за техсостояние автобуса или троллейбуса?

– Нет. Для водителей тоже есть новшество: если водитель в настоящее время расписывается в журнале медосмотров, подтверждая, что прошёл его, то с 24 декабря будет ставить подпись ещё в одном журнале, подтверждая, что принял машину в технически исправном состоянии.

– Нововведение как-то усложнит работу предприятия?

– Вовсе нет. Оно будет ударом по недобросовестным ИП, работающим с нарушениями.

– Ежегодно перевозчики просят повысить тарифы на проезд в общественном транспорте. Граждане не соглашаются с предлагаемыми цифрами. РСТ выносит окончательный вердикт…

– Поясню. Во-первых, поднятие тарифа носит заявительный характер. Перевозчики действительно ежегодно подают документ на повышение тарифа, но не из-за того, что им хочется больше заработать на пассажирах. Наверняка вы в курсе, сколько сейчас стоит дизельное топливо. Если в конце прошлого года – 39 рублей за литр, то сейчас уже 40 рублей 50 копеек. Цены на запчасти ежегодно увеличиваются на 15-20 процентов. Коммунальные услуги растут, а у нас довольно большая база.

Расчёт тарифа производится по методике Минтранса России – в формулу подставляются исходные данные, и получается тариф. Чем старее автопарк предприятия, тем выше тариф. У нас троллейбусный парк – 1980-х годов: 112 машин, их износ – 92 процента. И, если посчитать по методике Минтранса да ещё заложить реальную рентабельность, то выйдем на тариф в 40 рублей. Но, учитывая более молодой автобусный парк, согласно этой методике у нас тариф получается 31 рубль – в автобусе и 33 рубля – в троллейбусе.

Мы понимаем, что сделать такую стоимость проезда в городском транспорте нереально. Поэтому говорим о реальных цифрах и просим ввести экономически обоснованный тариф, заложив всего 4% инфляции.
То, что мы требуем поднять стоимость проезда до 35 рублей, это неправда.

– Что значат 4 процента в денежном эквиваленте для вашего предприятия?

– 4 процента от 25 рублей – это один рубль. Для пассажира – это не так много, а для предприятия в конечном итоге – 44 миллиона. На эти деньги мы можем купить 7-8 автобусов.

– Поскольку пассажир – единственный источник дохода предприятия, то вы просто обязаны его всячески ублажать. Но кировчане жалуются, например, на то, что автобусы вечером рано уходят с маршрута.

– Мы строго отслеживаем выполнение последних рейсов на маршруте. Но случается всякое. На все сигналы от пассажиров реагируем оперативно и наказываем виновных. Если водитель отработал день на маршруте, а последний рейс не выполнил или выехал на него на 5 минут раньше либо закончил рейс быстрее, чем за 10 минут, ему просто не оплачивается весь рабочий день. Мера суровая, но очень действенная. Разумеется, есть уважительные причины: допустим, машина сломалась в 20 часов и уезжает в автопарк. А заменить её нам нечем… Либо водитель заболел во время смены и есть подтверждение врача.

– Коллектив АТП достаточно большой. Текучесть кадров есть?

– Коллектив действительно большой – 1300 человек. Основной костяк его составляют люди, работающие довольно давно. На днях нам должны придти федеральные награды – значки за безаварийную езду 1-2-й и 3-й степеней. Награждаем 69 человек, которые безаварийно отработали по 5 лет и более. Это те, кем мы гордимся. Не скрою, текучка кадров тоже есть. Причины разные: график работы (приходится вставать в 3 часа утра и работать допоздна), напряжённая, нервная работа… Средний уровень зарплаты у водителей – 28 тысяч рублей (при средней по региону – 22 тысячи).

– Автопарк удаётся обновлять?

– За последние пять лет мы купили 105 автобусов, нынче – только один. Будем по мере возможностей продолжать эту работу. Но чтобы работать достойно, нужно в год обновлять по 20 автобусов. Этого мы позволить себе не можем. В планах переходить на автобусы с газомоторным топливом – за ними будущее. Сейчас у нас семь таких машин.

– Николай Иванович, а вы на автобусах пассажиром ездите?

– Да, конечно. И, как все, стою в пробках. На ногах. В давке. Я такой же человек. Такие поездки помогают взглянуть на наши проблемы изнутри. Однажды столкнулся с тем, что не объявляли остановки в автоматическом режиме. Выяснилось, что 17 автобусов не делают этого по причине поломки соответствующего устройства. Проблему решили.

– Сколько лет вы руководите предприятием? Должность неспокойная. Мысли об уходе были?

– В кресле руководителя АО «АТП» с 18 июля 2014 года. Желание уйти периодически возникает, но останавливает чувство ответственности – за мной коллектив, который в меня поверил три года назад. Когда заступил на должность, АТП находилось в предбанкротном состоянии – 200 миллионов рублей долга. Должны были буквально всем. В нынешнем году мы вышли на безубыточную работу. Считаю, что это неплохой результат. И мы достигли его благодаря слаженной работе всего коллектива.

– Следите за тем, в каком положении сегодня ваши коллеги в других городах страны?

– Мы регулярно отслеживаем ситуацию в стране по пассажироперевозкам. Она везде непростая. Приведу пример по троллейбусному движению. В трёх городах России (Кургане, Липецке и Астрахани) оно закрыто полностью, так как местные власти решили развивать автобусное движение. Наши соседи – транспортники Йошкар-Ола и Чебоксар – в предбанкротном состоянии, но в Марий Эл принято решение возродить троллейбусное движение и дотировать его. В Чебоксарах у троллейбусников были огромные долги перед энергетиками, но правительство республики гасит их, и троллейбусы продолжают работать дальше. Кстати, из 14 регионов ПФО только в Кирове АТП акционировано, в остальных регионах это МУПы.

Фото: Виталий Лучинин



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.