Главная > Интервью > Новая модель медицинской организации

Новая модель медицинской организации

Сберечь время пациента, пришедшего в поликлинику, повысить качество оказываемой медицинской помощи – суть пилотного проекта «Бережливая поликлиника», который, показав свою состоятельность, с этого года трансформировался в приоритетный национальный проект по созданию новой модели медицинской организации первичного звена. А проще – поликлиник, куда мы с вами с первую очередь идём со своими болячками.

Система регионального здравоохранения сделала в последнее время значительный рывок вперёд практически по всем направлениям, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, что было оценено на самом высоком уровне. Но простой обыватель, который чаще ходит в поликлинику, а не оперируется у высококлассных кировских хирургов, оценивает медицину именно по состоянию первичного звена. И поэтому, как подчеркнул министр здравоохранения Кировской области Андрей Черняев, с которым мы встретились накануне Дня медицинского работника, проект «Бережливая поликлиника» появился вовремя.

Конечно, скептики были, есть и будут всегда – таков закон жизни, но не признать того, что в наши поликлиники стало куда приятнее обращаться, просто нельзя.

О пилотном проекте, переросшем в национальный приоритетный, о его результатах мы и поговорили с министром здравоохранения Андреем Черняевым.

– До нас бережливые технологии с подачи госкорпорации «Росатом» и федерального Минздрава уже были опробованы в поликлиниках Ярославской области, Калининграде и Севастополе. В апреле прошлого года нам предложили съездить в Ярославль и посмотреть эти технологии в действии. Не скрою, ехал с определённой долей скептицизма, который после осмотра поликлиник перерос в восхищённое «Вау!», настолько сильным было впечатление. Мы увидели совершенно иные условия работы персонала, иные условия для пациентов и уезжали уже с твёрдым намерением модернизировать и наше первичное звено. Было совершенно очевидно, что пилотный проект «Бережливая поликлиника» и есть реальный шанс для развития медицинской помощи населению. К тому же, когда я вернулся в Киров от заместителя министра здравоохранения РФ Татьяны Владимировны Яковлевой поступило приглашение поучаствовать в проекте.

Понятно, что какие-то дополнительные деньги за «пилотом» не шли, но две решающие позиции: улучшение качества и доступности оказания первичной медицинской помощи, что реально следовали за проектом, заставили отнестись к нему со всей серьёзностью.

Российский Минздрав предложил для начала взять две поликлиники, детскую и взрослую, и отработать на первом этапе одно-два направления. Но мы, обговорив идею с Дмитрием Александровичем Курдюмовым, решили пойти дальше- взяли под «бережливый» проект четыре самые большие городские поликлиники и попытались взглянуть на них с совершенно иной стороны. С этого и начали. Что получилось – судить людям.

Свой кировский бренд

– Итог налицо – преобразилась даже моя родная (некогда «физприборовская») поликлиника.

– Понятно, что практически на постоянной основе нам помогали куратор из Росатома и Минздрав России. Результаты хотелось получить как можно быстрее. С мая прошлого года мы вошли в проект и в течение четырёх месяцев перестроили всю логистику, провели ремонты. Апогеем всех наших усилий стала похвала Президента РФ Владимира Владимировича Путина, который во время визита в нашу область посетил поликлинику №1 Кировского клинико-диагностического центра на улице Циолковского. И правда, вышел совершенно иной – европейский – уровень. Поверьте, мне есть с чем сравнивать.

После первых преобразованных поликлиник появился свой кировский бренд, под который стали подтягивать и остальные поликлиники. Кто-то полностью реализовал проект, кто-то брал частичку бережливого производства, к примеру, оптимизировал пространство. Но, отработав два-три процесса, нужно было идти дальше. Это как цепочка – одно звено тянет за собой другое. И те, кто были в первом пилотном проекте 2017 года, взяли другие направления – перешли на следующий этап. Сейчас принципы «бережливого производства» внедряются во всех детских поликлиниках и женских консультациях.

– Есть какие-то чисто вятские, региональные фишки в реализации проекта?

– Конечно, мы первыми подключили к проекту приёмные покои наших крупных учреждений – областной клинической больницы, Центра травматологии, ортопедии и нейрохирургии, онкологического диспансера. В этом году подключилась и детская областная больница. С ремонтами и выстраивается логистика, чтобы те, кто приезжает из районов на плановую госпитализацию, как можно быстрее прошли все формальности и попали в стационар.

«Пилотирование» в нацпрограмму

– С этого года, как известно, пилотный проект «Бережливая поликлиника» трансформировался в проект по созданию новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Чем это вызвано?

-Идея о масштабировании накопленного опыта на всю страну была озвучена полномочным представителем Президента РФ в ПФО Михаилом Бабичем на совещании в нашем регионе после осмотра одной из обновлённых поликлиник. Её поддержали в федеральном министерстве. Мы у себя написали программу, просчитав все затраты с учётом прикреплённого к поликлиникам населения, показали её в столице. Результатом стало постановление российского правительства по созданию новой модели медорганизации. Проект транслировался на более высокий уровень, и наработанный опыт начал распространяться уже в виде национальной программы на всю Россию.

– Кроме российского масштаба есть ещё какие-то существенные отличия?

– Пилотный проект не подразумевал финансового сопровождения. Создание новой модели – это уже не «пилот», а комплексная программа, под реализацию которой выделяются определённые средства. И если раньше мы двигались вперёд, самостоятельно отрабатывая какие-то процессы, то сейчас чётко видим и понимаем всю структуру.

Принцип модели подразумевает создание открытой безбарьерной регистратуры. И хотя по этому поводу было много пересудов, время доказало её пользу.

В национальную программу вошли все принципы бережливого производства, направленные прежде всего на экономию времени пациента за счёт усовершенствования рабочего места медицинских работников, более рациональной логистики и внедрения системы информатизации. Именно информационная система стала той основой, без которой невозможно было бы соблюдать бережливые принципы. В течение мая-июня прошлого года МИАЦ, подведомственный минздраву, разработал многие программы, которые и сейчас успешно используются и помогают в работе, в частности, и мне, как руководителю министерства. Когда вскрывается какая-то проблема, она решается в первую очередь за счёт информационного сопровождения.

Информационная система – это не только электронное сопровождение пациента внутри поликлиники, но и направление на анализы и диагностику, результаты которых приходят прямо на рабочий стол врача, а не теряются в дебрях регистратуры, как часто случалось раньше. И передача вызовов со «скорой» непосредственно участковому врачу. Перечислять достоинства можно и дальше. Но нельзя не сказать о выписке льготных лекарств. Я, как руководитель, сейчас вижу в режиме реального времени всё, что происходит с лекарственным обеспечением в регионе. Это даёт возможность заранее планировать все закупки, перераспределять лекарства между аптеками. В результате по этому году при выписке более пяти тысяч льготных рецептов в день вижу только единичные жалобы. И те не связаны с дефицитом лекарственных препаратов.

Двойной контроль

В рамках программы взята под контроль и диспансеризация взрослых и детей. Если раньше человеку было легче махнуть на неё рукой, чем «ходить по мукам», то сейчас первый этап можно пройти за один день. Это стало возможным за счёт более оптимальной организации работы тех же кабинетов профилактики- сейчас во многих поликлиниках в таких кабинетах можно сразу сделать флюорографию, ЭКГ, проверить свой сахар и холестерин.

В этой же модели регламентировано присутствие в поликлиниках страховых представителей, которые реально начали работу с населением- вызывают на диспансеризацию, контролируют сроки её прохождения. В результате такой совместной работы к 1 июня 47 процентов взрослого населения прошло первый этап диспансеризации. Это довольно хороший результат.
Что очень важно, благодаря программе новой модели медорганизации с её стандартами и информационной системой главные врачи получили информацию о том, как работает система здравоохранения в целом и каждый отдельно взятый доктор. Это позволяет честно и прозрачно распределять те же стимулирующие выплаты.

Слова благодарности

-Андрей Вениаминович, мы с вами разговариваем накануне вашего профессионального праздника. Что пожелаете своим коллегам?

– Прежде всего, хочу сказать огромное спасибо коллегам за то, что большинство из них прониклось нашими идеями и подключилось к реализации сначала «пилота», а сейчас и национальной программы по модернизации первичного звена. Без командной работы, без взаимопонимания проект не удалось бы реализовать. Желаю всем здоровья, семейного благополучия и любви к своей профессии. А со стороны министерства здравоохранения и правительства региона мы будем стараться и дальше делать всё возможное по улучшению условий работы и решению вопросов по увеличению заработной платы.

В цифрах
В 2017 году 18 поликлиник стали полностью «бережливыми», в 62 внедрили принципы «бережливости».
В 2018 году в новом проекте участвуют 69 поликлиник (15 детских, 54 взрослых и смешанных).



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.