Главная > Без рубрики > Выбор редакции > О том, где в столице Кировской области был установлен самый первый светофор

О том, где в столице Кировской области был установлен самый первый светофор

После окончания Великой Отечественной войны количество автотранспорта в нашем областном центре быстро увеличивалось. Регулировщики, стоящие на самых оживлённых перекрёстках, с трудом справлялись со своими обязанностями. Сложно было и пешеходам, которые подолгу стояли на перекрёстке и ждали, когда закончится поток машин. Самые нетерпеливые перебегали улицу, рискуя попасть под колеса автомобиля или повозки.

Идея установки светофоров на напряжённых перекрёстках города Кирова возникла в 1954 году. Именно тогда в планы работы Кировского горисполкома был включен вопрос о безопасности движения автотранспорта по городу. 12 июня 1955 года горисполком принимает решение № 487 «О мероприятиях по безопасности движения транспорта и пешеходов в г. Кирове». Этим решением горкомхоз обязали до 1 ноября установить светофоры и шесть будок для регулировщиков, а городскому плановому отделу выделить необходимое количество листовой стали и 500 погонных метров электрокабеля.

Вскоре на перекрёстках главных улиц областного центра по ленинградскому образцу были поставлены железные будки регулировщиков, из которых они и управляли движением. Сам светофор размещался на тросах по центру перекрёстка. Вероятнее всего, первый светофор был размещён на углу улиц Ленина и Коммуны, так как именно здесь в то время размещался Кировский горком партии и Кировский горисполком.
Но уже в конце 1955 года госавтоинспекция предложила перевести светофоры на автоматический режим работы управления. В 1956-м первые автоматические светофоры были установлены на улицах Ленина, К. Маркса и Октябрьском проспекте. Реле для переключения светофора были сконструированы и изготовлены на одном из кировских заводов. У первых автоматических светофоров реле для переключения света размещали в будке регулировщика. Но при установке новых светофоров будки уже не было. Было решено устанавливать реле на стенах ближайших зданий, а сами светофоры на специальных стойках, отлитых на Кировском машстройзаводе им. 1 Мая по образцам, привезённым из Москвы.

В 1959 г. на перекрестке улиц Ленина и Горбачева появился односекционный светофор-мигалка. Этот светофор с определённой частотой включал только красный свет и выполнял функцию предупреждения водителей о том, что здесь опасный перекрёсток.

Современные светофоры – это сложные устройства, которые состоят из собственно светофора со светильниками, контроллера дорожной сигнализации, датчиков транспортных средств, столбов и опор светофоров. Управляет ими компьютер, который выбирает и синхронизирует направление движения согласно меняющейся дорожной обстановке.

До 1990-х в светофоры вставляли обычные лампочки накаливания, которые достаточно быстро перегорали. Это вносило некоторую сумятицу в дорожное движение. Сейчас город привыкает к светодиодным светофорам. Вместо обычной лампочки в них установлено около 200 светодиодов, которые гарантируют безотказную работу дорожного регулировщика на протяжении около 12 лет! Когда лампочка не горит, жидкокристаллический чёрный матовый фильтр ничего не отражает. При включении сигнала он просветляется, и такой свет отлично виден при любой погоде. А близкое расположение светодиодов к лицевой панели обеспечивает небольшой подогрев, исключая намерзание инея зимой. Кроме того, умные светофоры умеют экономить электроэнергию – в темноте яркость их света становится меньше. Этот светофор не «жмурится» на солнце и не бликует стеклянными окулярами, как его ламповый предшественник. Общий вес такого светофора не превышает семи килограммов, это позволяет устанавливать его не только на стойках, но и подвешивать на штангах и растяжках. А послевоенный светофор, кстати, с трудом могли удержать четыре человека.

Привычными стали и светофоры, которые подают звуковой сигнал, а также показывают оставшееся время для перехода улицы.

Анатолий ХОХЛОВ



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.