Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Область берёт воду под контроль: почему и зачем?

Область берёт воду под контроль: почему и зачем?

Почему некоторые жизненно важные отрасли и ресурсы необходимо возвращать в ведение государства.

В начале июля с подачи некоторых СМИ и депутатов появились слухи о том, что региональная власть планирует перевести в свою собственность кировский МУП «Водоканал». Тема обсуждалась даже на площадке столичного журнала «Водамэгазин», пишущего исключительно на темы водоснабжения и водоотведения в России. Мол, сначала реформа ТКО, дорожного строительства, а теперь и коммунальное хозяйство – что происходит и зачем?

Во время встречи с главными редакторами районных СМИ губернатор Игорь Васильев подтвердил: да, намерение есть. В ответ на реплику о проблеме с перебоями водоснабжения в Вятских Полянах было отмечено: обслуживавшее сети частное предприятие разрушило водонапорную башню, избавляясь от непрофильных активов.

– Мы жизненно важные услуги возвращаем в государству, – сказал глава региона. – «Водоканал» теперь у нас государственный, в ближайшее время примем решение, чтобы во всех без исключения муниципалитетах работала единая государственная служба по водообеспечению.

Игорь Васильев напомнил, что «Скорую помощь» прежнее областное правительство передало в частные руки. Но нынешние власти вернули ее обратно – в государственные. В противном случае пережить пандемию было бы крайне сложно: неизвестно, как бы повел себя частник в условиях ограниченного ресурса, ведь его первоочередная задача – заработать, а не спасти жизни людей. В государственных же руках наработать необходимый ресурс удалось в минимальные сроки. Только благодаря этому регион оказался полностью готов к борьбе с коронавирусом. Теперь появилась санитарная авиация в районах, строятся новые ФАПы в тех районах, где до 2016 года они попросту закрывались, оставляя людей без первичной медицинской помощи, закупается новое медицинское оборудование мирового уровня.

Вслед за скорой помощью, государству вернули и жизненно-необходимую службу гемодиализа. Теперь она работает на базе Киров­ской областной клинической больницы – с филиалами в Слобод­ском, Омутнинске, Вятских Полянах, Советске.

Одним из важных для улучшения качества жизни в области шагов стала так называемая «Реформа чистоты». Чтобы регион смог достичь поставленной цели – введение раздельного сбора мусора, создание современных объектов мусоропереработки и мусоросортировки, избавиться от несанкционированных свалок – работу с ТКО также передали в ведомство государства. Теперь вывозом отходов занимается региональный оператор «Куприт». Благодаря грамотному подходу в отношении обращения с отходами областным властям удалось снизить тарифы за вывоз мусора. Теперь жителям региона не приходится оплачивать многочисленные рейсы полупустых мусоровозов.

– На осенней сессии Заксобрания мы выходим с проектом по передаче полномочий по водоснабжению и водоотведению на областной уровень, – дополнил председатель правительства области Александр Чурин. – Дальше будем создавать на основе МУПа серьёзную компанию по обеспечению людей водой в Кирове, Киров-Чепецке, Омутнинске, Вятских Полянах, Котельниче, Орлове. Чтобы инвестировать средства в перекладку сетей, в очистные сооружения, в водозаборы и так далее. Ресурсы есть: нам выделены средства на обслуживание государственного долга, мы их направим на реализацию инфраструктурных проектов.

А как же свободный рынок, конкуренция? – могут спросить оппоненты. Но о каком рынке и конкуренции в водоснабжении можно всерьёз говорить, когда потолок цен определяет Региональная служба по тарифам? Не случайно же население перешло на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями. Потому что люди не видят смысл в посредниках в виде многочисленных управляющих компаний. Только в Кирове таких более 70. И как выясняется в результате проверок, далеко не у каждой из них есть ресурсы для того, чтобы качественно выполнять свои обязательства перед жителями, которые платят им деньги за обслуживание.

«Хрестоматийным» можно назвать пример УК Нововятского района (пермского происхождения), которая в 2013 году выставляла населению квитанции по одним цифрам, а МУП «Водоканал» – по другим, гораздо ниже тех, что требовали с кировчан «управляйки». К слову, эта УК присвоила разницу с 400 «обслуживаемых» домов и «растворилась» в других ООО-шках и регионах вместе с многомиллионными долгами множеству организаций.

А сколько еще десятков «управляек» за эти годы перерегистрировались в другие ООО, сбросив невозвратные долги на своих жильцов – не перечесть.

История вопроса: вынужденный контракт

Напомним, два года назад единым гарантирующим поставщиком по водоснабжению и водоотведению стал кировский МУП «Водоканал», которому вернули все сети и станции из 15-летней аренды ОАО «Кировские коммунальные системы» (ККС) – филиала «Российских коммунальных систем» (РКС). Компания наряду с другими (как «Т Плюс») входит в состав известного холдинга «Ренова».

Причем, МУП планировал сделать это ещё в 2010 году, пытаясь оспорить в Арбитражном суде постановление администрации Кирова об изъятии названного имущества в муниципальную казну для последующей передачи в аренду частной компании.

Но зачем горадминистрация заключила такой кабальный договор в 2004 году? Как вспоминает бывший тогда мэром Кирова Василий Киселев, поддержавший возврат сетей «Водоканалу», решение было вынужденным. Накопленные с тяжёлых 1990-х годов долги перед энергетиками Кирова и Кирово-Чепецка достигли неподъёмных сумм, да и само государство всего несколько лет назад пережило дефолт.

– Нам не включали тепло, лифты, поскольку скопился большой долг перед энергетиками на 900 миллионов рублей. Я и бывший тогда мэром Кирово-Чепецка Александр Преснецов поехали в РАО «ЕЭС» к Чубайсу. Нас принял его помощник Михаил Абызов, возглавлявший только что созданное АО РКС. (Сейчас арестован по обвинению в хищении и выводу за рубеж 4 млрд рублей. – Ред.). Он поставил условие: сдать в аренду энергетикам тепловые сети на 50 лет, а водопроводные и канализацию – на 15. Рассрочка выплаты долга – по одной пятидесятой в год. Я объяснил ситуацию гордуме, мы посчитали, согласились. Но вообще-то, считаю, ККС нам не нужны, — рассказывал Василий Алексеевич позже в интервью.

«Инвестиционный» договор был заключен в мае 2004 года. До 2007-го ОАО должно было вложить в модернизацию городских сетей 600 млн рублей, сразу же заявив о своем недовольстве низкими тарифами. Всю сумму арендной платы компания тратила исключительно на текущие ремонты, городской бюджет не получал ничего.

К слову, уже в первые же годы между администрацией Кирова и ККС возникали трения вплоть до угроз разрыва договора. Так, в 2005-м Василий Киселев объявил, что у компании не оказалось обещанных денег, и он будет искать другого инвестора. Кирово-Чепецк так и поступил, судя по публикациям СМИ тех лет.

А «Водоканал» взял и справился

В 2019 году, когда действие договора закончилось, руководство ККС отчиталось, что «компания вложила за 15 лет в общей сложности около 2 млрд рублей в трубы, новые коллекторно-насосные станции» – вместо 3,6 млрд, о необходимости которых горадминистрация заявляла ещё в 2014 году в презентации схемы водоснабжения и водоотведения.

Правда, член областной общественной палаты и бывший зампред кировской городской думы Сергей Улитин отмечает, что на протяжении действия договора возникали споры: ККС почему-то считали своим имуществом замененное муниципальное, с чем горадминистрация и депутаты не соглашались, считая, что ККС просто исполняет договорные обязательства, а инвестиции «отбиваются» компании тарифами.

– С Корчемкинским водозабором очень долго разбирались, что кому принадлежит, — рассказывает Сергей Николаевич. – Не могу сказать, что компания работала плохо, просто как частная она работала больше на себя, а интересы муниципалитета были на втором месте. Она отказывалась брать на обслуживание бесхозные изношенные сети, хотя компания должна была это делать по договору. Многие предприятия жаловались на затягивание подключения их объектов к сетям.

Напомним также, что в марте 2017 года в СМИ попало письмо, направленное врио губернатора И. Васильеву от имени 12 руководителей крупнейших кировских промышленных предприятий. В их числе были «Лепсе», «Маяк», «Авитек», ОЦМ, шинный и биохимический заводы, холдинги «Дороничи» и «Здрава». Они жаловались, что из-за нестыковки в нормативных актах трех уровней власти с 1 января 2014 года производят двойную оплату ККС за одни и те же промышленные стоки. Их финансовые показатели снижаются, продукция дорожает, зарплаты рабочим увеличивать становится труднее, снижается и поступающий в областной бюджет налог на прибыль.

Причём, за последние пять лет ККС, по словам заявителей, якобы получила 1 млрд рублей чистой прибыли. В 2015-м только дивидендов 113 млн рублей. Огромные деньги ежегодно уходят из области в частный карман – из Кирова в московское АО «РКС-Менеджмент», учредитель которого – фирма, зарегистрированная в американском государстве Белиз и входящая в холдинг, принадлежащий крупному олигарху. Предложение промышленников – не продлевать никаких отношений с частной коммунальной компанией после окончания договора аренды.

За 15 лет у кировчан сложилось ощущение, что ККС – нечто незыблемое. Компания настаивала на многолетней концессии с 2019 года, но её подготовительная работа к этому не устроила городскую власть. Поэтому, когда имущество и львиную долю персонала перевели в «Водоканал», Сергея Улитина приятно удивила плавность смены гарантирующего поставщика – без сбоев, аварий, финансового краха МУПа и путаницы в платежах, которыми тогда пугали кировчан.

– Я не знаю, насколько выиграет город Киров от передачи «Водоканала» области, но область выиграет точно, потому что таких специалистов, материальной и научной базы у неё нет, – считает Сергей Николаевич. — Хорошо, если в районах появится надёжный и грамотный поставщик ресурса.

Заметим, что от услуг РКС вместе с Кировской областью отказалась половина из 14 регионов, где компания присутствовала. Видимо, не просто так. После слияния всех городских муниципальных «Водоканалов» в один, как и обещала городская власть, тарифы унифицировались, а для Лянгасово и Нововятска даже чуть снизились. С прошлого года МУП включился в федеральную программу финансирования «Чистая вода», призванную сделать подачу и отведение ресурса безопасным для здоровья и надежным. Очевидно, что это было бы недоступно мелким и частным компаниям.

Возвращаемся к здравому смыслу

Энергетика и коммунальная сфера практически во всех странах мира относятся к стратегическим отраслям экономики. Без водоснабжения и канализации любой современный промышленный город ждёт катастрофа. Он обязательно должен иметь резервное водоснабжение. Поэтому с 2013 года федеральный, областной и муниципальный бюджеты вложили около 3,5 млрд рублей в проект, задуманный ещё в советские времена. Речь о ветке так называемого Кумёнского водовода, недостроенного лишь на четверть, с Кировского месторождения. Его разведанные запасы – от 100 до 200 тысяч тонн в сутки. Кольцевой водозабор из трёх его участков и скважинами между ними могут обеспечить питьевой водой хорошего качества не только Нововятский, но и Ленинский районы города, утверждает кировский гидрогеолог Анатолий Русских.

Не секрет, что в последнее время жители Нововятского района и Коминтерна обеспокоены планами по подключению их водопроводов к корчёмкинскому водозабору. Люди привыкли к артезианским скважинам, которые за полвека выработали ресурс, а главное, дают превышение ПДК по бору и другим элементам, что опасно для здоровья. Выход, как считали до недавнего времени в «Водоканале» — смешивание артезианской воды с корчёмкинской. Однако в последний раз пояснили нововятичам, что вода из Корчемкино будет как раз резервным источником.

Конечно, артезианские скважины есть и в черте Кирова, и в районах области, но коммунальные компании приходят и уходят, часто не передавая никакой информации преемникам. По этой причине несколько лет назад удалось остановить начатое строительство мусорного полигона под Советском в стороне от согласованного минэкологии места: он мог существенно загрязнить подземные воды. Без единой базы данных о происходящем в районах, о всех сетях, коллекторах, скважинах населению сложно требовать от власти области стабильности, стратегического и научного подхода в сфере водоснабжения.

Аналогии понятны

Игорь Васильев не случайно упомянул в качестве аналога систему обращения с ТКО. Передача контрольного пакета акций (64,5%) от муниципалитета в областное управление была обусловлена изменениями в федеральном законодательстве, против чего не могли возражать даже оппоненты.

И в данном случае стоит привести пример дорожного хозяйства. Ежегодно общественники и депутаты высказывали нарекания по дорожным ремонтам, контракты на которые выигрывали неизвестные иногородние компании. Затем «гастролеры» исчезали без исполнения многолетних гарантий. Спросить оказывалось не с кого за сошедший со снегом, а то и с дождем асфальт. Теперь основные подрядчики – областной «Вятавтодор» и городской «Гордормостстрой», которые не исчезнут, как только речь зайдет о выполнении гарантийных обязательств и заинтересованы сразу же выполнить качественно работу, обладают для этого достаточным ресурсом.

Кому стало хуже от государственного контроля? Ответ, пожалуй, очевиден. Никто же не удивляется, почему лес, железные дороги и полезные ископаемые под контролем государства. Почему с питьевой водой для населения должно быть иначе?

Интервью в продолжение темы – с разъяснением позиции областной власти читайте в следующем номере «Кировской правды».



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.