Внедрение современных информационных технологий повышает качество и доступность медицинской помощи, экономит время пациента и врача. Толчком к развитию таких технологий стала программа модернизации здравоохранения.
Вся информация – в единой базе
Как пояснил на недавнем комитете ОЗС по социальным вопросам министр здравоохранения Андрей Черняев, информационные системы внедрены в большинстве медучреждений области. Все они подключены к региональному информационному ресурсу и работают в единой защищённой сети, что обеспечивает их взаимодействие.
Запись на приём в электронном виде, электронное регулирование очереди и другие информационные новации уже позволили оценить интенсивность нагрузки на врачей, в том числе и узкой специализации, проанализировать интервалы в получении пациентами медицинской помощи. А в целом вся эта информация используется организаторами здравоохранения для регулирования потока пациентов, распределения нагрузки на врачей, оптимального расположения кабинетов в поликлинике и материального стимулирования медперсонала. Кроме того, появилась возможность направлять пациента прямо из кабинета врача, где установлено электронное регулирование очереди, во все подразделения медицинской организации, в том числе на госпитализацию. При этом, подчеркнул Андрей Вениаминович, приоритет на приём к врачу сохраняется за маломобильными пациентами.
Одним из ключевых звеньев системы информатизации является электронная медицинская карта, которая послужила основой для построения системы планирования с использованием базовых листов назначения.
В электронной медицинской карте поликлиники формируется единая база данных пациентов. В неё сводится вся информация об их лечении, диагностике, диспансеризации, выдаче больничных, используемых лекарствах.
В медицинской информационной системе ведётся и учёт пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение. Кроме того, доктор получает возможность узнать, есть ли необходимый препарат в аптеке, а завполиклиникой – в режиме онлайн – отследить его наличие на центральном аптечном складе.
Участковые врачи по электронной медкарте видят, кто и когда из их подопечных вызывал «скорую помощь». К слову, в Кировской области есть возможность бригадам скорой помощи получать на мобильное устройство информацию о вызовах и маршрутах госпитализации пациентов.
В электронных медкартах дневных и круглосуточных стационаров подробно расписан и расход медикаментов, использованных на конкретных пациентов.
– В нашей работе важно сочетание двух принципов: рациональное использование средств, но в то же время своевременное обеспечение учреждений необходимыми медикаментами и расходными материалами. Это стало возможным с внедрением в электронную медкарту модуля «Аптека». Происходит их полный учёт от поступления на склады до отметки о выполнении врачебных назначений. Для этого во всех ЛПУ области введена система планирования, – пояснил министр здравоохранения.
Экономический эффект от системы планирования, как отметил Андрей Черняев, составляет 10-15 процентов от объёма средств, направленных на приобретение лекарств. Эти деньги используются для решения других важных задач, в том числе реализации проекта «Бережливая поликлиника» и выполнения «майских указов» Президента.
Лечение по планшету
Министр здравоохранения нашего региона обратил внимание депутатов на создание комфортных условий лечения для маломобильных групп населения. В соответствии с федеральным законодательством пациентов с инвалидностью после предварительного обучения в оборудованных комнатах «бережливых поликлиник» обеспечат планшетами с программным обеспечением для повторных телемедицинских консультаций на дому.
Но только после первичного приёма у врача и установления диагноза. Гаджет выдаётся на весь период лечения и обострения хронического заболевания. Как сообщил Андрей Черняев, это позволит инвалидам лечиться не выходя из дому, а доктору – контролировать тактику лечения в режиме онлайн.
Пока проект по информационному консультированию стартовал в области в тестовом режиме. Первой применила современные технологии «бережливая поликлиника» № 7 Кировского клинико-диагностического центра.
К слову, как подчеркнул Андрей Вениаминович, планшетом пациента снабдят только после того, как доктор убедится, что он может самостоятельно измерить себе давление, уровень сахара и согласен на дальнейшее дистанционное ведение лечения. С пациентом заключается договор, где прописываются права и обязанности обеих сторон.
В будущем планируется распространить проект и на другие медицинские организации Кирова и области.
Дальнейшие планы по развитию информационных технологий соотносятся, как отметил Андрей Черняев, с приоритетным проектом «Электронное здравоохранение» и изменениями в ФЗ «Об охране здоровья граждан». Одна из задач – обеспечить передачу данных электронных медицинских карт из медицинских информационных систем учреждений в «личный кабинет» гражданина «Моё здоровье» на портале Госуслуг.