Кировский производитель столкнулся с беспрецедентным ростом цен на сырьё. О причинах ситуации и о том, чего ждать дальше – в интервью гендиректора производственного холдинга “Здрава” Василия Савиных.
Поклонники вятских продуктовых брендов успели заметить: с прилавков магазинов города и области неожиданно исчезло подсолнечное масло под торговой маркой «Здрава». На время или навсегда? А, если на время, то когда ждать возвращения, поинтересовался корреспондент «КП» у генерального директора производственного холдинга “Здрава” Василия Савиных.
Василий Владимирович сразу успокоил читателей: исчезновение – действительно временное. На следующей неделе продукт вернётся на прилавки, правда, уже по новой цене. Подробнее о ситуации и её причинах – в эксклюзивном интервью «Кировской правде».
– Известно, что ваше предприятие поддержало решение о «заморозке» цен на подсолнечное масло. Что изменилось потом?
– В декабре прошлого года Минсельхоз и Минпромторг России вышли на 20 крупнейших производителей масла в стране, в том числе и на наше предприятие. Нам настоятельно рекомендовали подписать соглашение о том, что мы обязуемся не повышать цены выше 95 рублей за 1 литр масла. При этом торговые сети, в свою очередь, взяли обязательство не поднимать стоимость литра выше 110 рублей.
На тот момент нас это ещё устраивало. При такой цене мы начинали работать «в минус», но всё-таки были готовы пойти на это – поддержать наших покупателей. Мы готовы были держать оговорённую цену, ведь основной сбор нам приносит не масло. В общей корзине продаж «Здравы» оно занимает 6-7 процентов. Главная часть – около 80 процентов – это майонез.
Мы подписали соглашение и неукоснительно его соблюдали, до тех пор, пока закупочная цена на сырьё – подсолнечное масло не стала безобразно большой.
– Безобразно большой – это какой?
– Смотрите: в январе 2020 года мы закупали масло по цене 46 рублей за килограмм. На сегодняшний день цена составляет уже 128 рублей. А ведь продукт нужно привезти, очистить, переработать, расфасовать по бутылкам и доставить до полок магазинов. С учётом этого цена готовой бутылки должна быть на уровне 155 рублей, чтобы «сработать в ноль».
Понятно, что ни о какой цене в 95 рублей речь идти не может. Предложенная нам федеральная субсидия в размере 10 рублей за литр ситуацию, увы, тоже не спасает.
В какой-то момент, чтобы не работать себе в убыток и чтобы не нарушать соглашение, мы приняли решение приостановить продажу нашего фасованного масла в торговые сети.
При этом важно учитывать, что мы – не единственные производители, и временное исчезновение нашего масла с полок не привело к тому, что люди совсем остались без продукта. Другое масло на прилавках есть.
– Когда ждать возвращения подсолнечного масла от «Здравы» в кировские магазины?
– Соглашение, подписанное в декабре, действовало до 1 апреля. Мы ждали этой даты, чтобы понять: либо будет поднят порог в 95 рублей, либо соглашение вообще отменят. Однако в конце марта состоялось очередное совещание Минсельхоза и Минпромторга, во время которого действие документа продлили до 1 октября.
Узнав об этом, мы решили выйти из данного соглашения. И 5 апреля это сделали. По условиям соглашения, сейчас нам необходимо сохранять оговорённые ранее цены в течение ещё десяти дней. Таким образом, мы сможем возобновить отгрузку товара во второй половине апреля, но уже по рыночным ценам, позволяющим нам торговать с минимальной доходностью.
Масло можно будет снова приобрести в торговых точках. Например, очень ждут поставку товара в магазинах сети «Глобус». Нас заверили, что готовы к повышению стоимости, главное – чтобы подсолнечное масло «Здравы» снова было на полках.
– Почему для вас особенно важно вернуть масло на полки?
– Потому что я и сам слышал от некоторых знакомых, да и коллеги сообщали о том, что исчезновение продукта порождает разные вопросы по поводу того, куда делось масло. Некоторые интересуются: «А что, у «Здравы» так плохо дела идут, что они перестали масло выпускать?»
На самом деле, всё у нас нормально, в обычном рабочем режиме. Масло в наличии есть, и предприятие без сырья не останется.
– Сейчас рост остановился или продолжается?
– Повышение видно от недели к неделе. И, если на прошлой мы приобретали сырьё за 126 рублей, то сейчас минимальная цена – уже 128. Небольшой, но рост.
– Вообще, почему случился такой ценовой скачок?
– Это продиктовано несколькими факторами. В первую очередь – пандемией, с которой столкнулся весь мир. Из-за этого страны – импортёры подсолнечного масла постарались создать себе стратегический запас подсолнечника. В первую очередь, речь – о наших соседях: Китае, Индии и Турции. Особенно, конечно, нарастила объёмы закупок Индия. Представьте только: согласно январской (сейчас ситуация могла измениться) аналитике страна увеличила экспорт масла на 669 процентов. Не на 5-10, а на 669! Турция – чуть меньше, около 210 процентов. Китай – примерно 150.
На это наложился случившийся неурожай. Он составил примерно -10 процентов по сравнению с 2019 годом. Кроме того, произошло снижение по такому показателю, как масличность.
Масличность – это процент выхода масла. То есть, количество масла, которое удаётся получить из семечек под прессом. Экономически обоснованным считается масличность семечки на уровне 40 процентов. В предыдущие года она достигала 46 процентов. А в 2020-м была ниже – около тех самых 40-ка.
В итоге сложилась ситуация, что семечки стало не хватать.
– С вашими коллегами в других регионах – производителями подсолнечного масла контакты поддерживаете в сложившейся непростой ситуации?
– Мы – конкуренты, но общаемся, поддерживаем контакты. В начале урожайного сезона обсуждали перспективы изменения цен на семечку. Согласно самому неблагоприятному сценарию, к которому склонялось большинство, фигурировало повышение цены на 25-28 рублей за семечку. Однако в итоге цена подскочила до 60 рублей.
К сожалению, некоторые наши контрагенты перестали работать. Они не смогли заранее ситуацию просчитать, закупить определённые объёмы сырья.
– Сказывается ли рост цен на масло и на другой продукции предприятия?
– Из-за роста цен на масло повышается себестоимость и всей остальной продукции. Ведь масло идёт и в майонез, и в горчицу… Единственный продукт, который не требует подсолнечного масла – это кетчуп. Хотя, к слову, томатная паста тоже прибавляет в цене.
И здесь возникают сложности с формированием цен на отпускаемую нами продукцию.
– Вы говорите о том, что масло используется при производстве большинства продуктов предприятия. Можно сказать, что для вас – это стратегический продукт?
– Так оно и есть. Если взять всё сырьё, которое мы приобретаем – как пищевое, так и непищевое (короба, плёнку, скотчи) – то подсолнечное масло в денежном выражении занимает две трети общих объёмов закупок. И это – единственный продукт, которым на нашем предприятии не занимается отдел снабжения. Им занимаюсь я сам. Делаю это не потому, что кому-то не доверяю. У нас все сотрудники хорошие. Ко всем доверие есть. Но около десяти лет держу закупку этого стратегического продукта под личным контролем. Могу сказать, что за все 10 лет подобной дичайшей ситуации и настолько дорогого масла не было никогда.
– В чем вы видите выход из ситуации?
– В первую очередь, важно введение вывозных пошлин на семена подсолнечника и на подсолнечное масло. На семена подсолнечника такие пошлины введены на уровне 30 процентов. Но это – низкий уровень. С 1 июля эти пошлины повышаются до 50 процентов. Однако вывозится в основном масло, не семена. А на масло вывозные пошлины планируют ввести только с 1 сентября.
– Можно ли рассчитывать, что ситуация осенью станет другой, позволит остановить рост цен?
– Тогда ситуация изменится в лучшую сторону. Но в том, что цены откатятся к прежнему уровню, всё-таки сомневаюсь. Это как с бензином: если рост произошёл, то обратно цены уже вряд ли вернутся. Разве что на несколько процентов откатятся. Увы, это – новые реалии.
Кстати, цена на масличные связаны с ценами на нефть. Есть такая вещь как биодизель, при производстве которого используется и масличные. Так что, когда цена на нефть падает, цена на семечку тоже снижается.
Урожай подсолнечника созревает раз в году, а собирается два раза в год. Основной сбор происходит в конце августа – начале сентября. Второй сбор бывает позже, весной – при условии, что осенью что-то не успели собрать, и что семечка неплохо перенесла зиму. Для этого важно, чтобы продукт не отсырел за холодные месяцы: подсолнечник не любит влагу.
– Подсолнухи растут и в Кировской области. Можно ли выращивать их в нужном для предприятия количестве в южных районах региона?
– К сожалению, у нас такие широты, где не получится вырастить подсолнечник с высокой масличностью. Проще и выгоднее завозить сырьё из других регионов – из Краснодарского края, Волгограда, Ростовской области. Единственное, что мы можем выращивать, это – рапс.
Кроме того, мы приобретаем не семечку, а – масло. На предприятии мы его рафинируем, дезодорируем, отбеливаем, вымораживаем. То есть приводим в тот вид, к которому привык наш покупатель. Если посмотреть на сырое масло, то оно имеет оранжевый цвет, у него – ярковыраженный привкус семечки. После стадий переработки оно становится максимально прозрачным, без запаха.
– Возможно ли уменьшение игроков на рынке в связи со сложившейся ситуацией и возникновение дефицита продукции?
– Возможно, количество наименований продукции уменьшится. У кого-то закончатся запасы. Кто-то перестанет торговать до нового урожая. Дефицита, я уверен, не будет.
Однако, насчёт того, что все смогут придерживаться порядка цен, предложенного Минпромторгом, сомневаюсь. Думаю, больше половины производителей, как и мы, перейдут на рыночные цены.