Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Районы области рассчитывают на кировский «Водоканал»

Районы области рассчитывают на кировский «Водоканал»

Об аховой ситуации с водоснабжением в районах области, кажется, общеизвестно. Да что там мелкие города и веси – и в самом Кирове общий износ коммуникаций – примерно на три четверти.

Тенденция такова, что небольшие частные компании не хотят вкладываться в модернизацию и постепенно уходят с регионального коммунального рынка: перспектива коммерческой выгоды призрачна. Однако обеспечивать стабильное водоснабжение и канализацию – не пирожки продавать или плитку класть. Это вопросы жизнеобеспечения населения, относящиеся к зоне ответственности власти.

Сейчас они по закону находятся в полномочиях органов местного самоуправления. Муниципальные администрации вынуждены либо передавать сетевое имущество МУПам, либо сдавать его в аренду. О его модернизации, важной для обеспечения качества услуг, говорить не приходится. Есть такой вариант как концессия, но при ней суммы затрат на восстановление системы до нормативного уровня скажутся на коммунальных платежах населения.

Именно поэтому в правительстве области настаивают на передаче полномочий по водоснабжению и водоотведению на областной уровень власти – для создания единого государственного гарантирующего поставщика этих услуг на всей территории региона. Такого, который в отличие от массы мелких и дотационных организаций способен осилить необходимый объем работ, имея ресурсы, большой опыт и профессиональный коллектив. Только такое предприятие может быть интересно потенциальным инвесторам, таким как фонды или банки. К слову, идею кировчан уже поддержали в федеральном министерстве строительства и ЖКХ, на совместном совещании Контрольного управления президента РФ и аппарата его полпреда в ПФО, а также на заседании Госсовета.

Вот только некоторые кировские депутаты с опаской воспринимают предложение областного правительства. В принципе, судя по отзывам с недавнего обсуждения проекта в Заксобрании, вопросы вызывает не сама идея «укрупнения», о которой можно сказать «новое – хорошо забытое старое», а этапы и механизмы реализации, нормативно-правовые обоснования передачи полномочий и так далее. Что справедливо и вполне решаемо.

Все руки под одной крышей

По мнению инициаторов, принятие законопроекта позволит объединить районные, чаще всего убыточные коммунальные организации под управлением крупной и эффективной государственной компании. В результате – повысить качество предоставляемых услуг на всей территории Кировской области, оптимизировать расходы на управление активами и внедрение автоматизированной системы управления технологическим процессом.

Станет эффективнее взаимодействие по инцидентам и авариям, появятся единое ценообразование по водоснабжению и водоотведению, повысится качество биллинга (расчет оплаты) этих услуг и клиентского сервиса. Будет создан единый инженерно-технический центр для проведения исследований объектов, разработки схем местных коммунальных сетей и инвестпрограмм муниципальных образований.

Таким образом, в Кировской области появится единое управление процессами водоснабжения и водоотведения, единый оператор регпроекта «Чистая вода», способный достичь показателей, установленных одноименной федеральной программой. А именно: обеспечить качественным ресурсом 99% городского и 91,7% сельского населения области, провести не менее 24 мероприятий по строительству (реконструкции) объектов питьевого водоснабжения и не менее 43 таковых – по канализации. С учётом физического износа сетей в 76% на такую инвестиционную программу потребуется порядка 30 млрд рублей. Такую сумму небольшой и не зарекомендовавшей себя компании взять неоткуда. Даже в кредит.

– В результате мы не только добьемся обеспечения населения качественным водоснабжением на территории области, но и достигнем цели Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года в сфере коммунальной инфраструктуры. А именно – стимулирование консолидации деятельности (укрупнения предприятий) в сфере водоснабжения и водоотведения, — отмечает председатель правительства области Александр Чурин.

Киров и первая тройка

Самый логичный и доступный вариант для области – использовать то, что уже имеется в наличии, а не создавать с нуля. И объединять сильнейшего с более слабыми.

Самое крупное и эффективное коммунальное предприятие в этой сфере – кировский МУП «Водоканал». В него уже в 2018 году влились лянгасовское и нововятское муниципальные предприятия. В итоге тарифы в некоторых микрорайонах города для населения снизились. Год спустя «Водоканал» успешно и практически незаметно для города заменил в качестве гарантирующего поставщика частную компанию, арендовавшую муниципальные сети 15 лет. И теперь работает с прибылью, разрабатывая собственную инвестпрограмму.

Поэтому выстраивать модель работы единого предприятия предлагается именно с Кирова – согласно разработанному областным министерством строительства и ЖКХ законопроекту «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти Кировской области». При условии поддержки депутатами муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» станет государственным (ГУП), и его имущество перейдет в госсобственность.

В остальном – функционал, персонал, лаборатории, материальная база – всё останется прежним. Просто с областного центра начнется выстраивание модель работы предприятия в районах – для начала в Орловском, Юрьянском и Оричевском.

Почему в них? В последнем планируется реализация другого крупного проекта «Биополис» по созданию биотехнологического кластера на основе «Нанолека» в Лёвинцах. Он нуждается в качественных водных ресурсах. Орловский и Юрьянский районы выбраны первыми по причине одинаково высокого износа коммунальных сетей и больших сроков устранения дефектов. В первом необходима прокладка нового водовода, что под силу только крупной ресурсоснабжающей организации. Кстати, на недавнем заседании кировской гордумы директор «Водоканала» Дмитрий Ухин утвердительно ответил на вопрос депутатов, интересно ли его предприятию «зайти» в область. Собственно, из Кирова оно вместе с сотрудниками никуда не денется, и жители вряд ли заметят смену собственника.

Районы готовы встать в очередь

Разумеется, в дальнейшем предполагается постепенно вовлечь в сферу ответственности единого регионального поставщика все районы Кировской области. Они в этом сами заинтересованы и вопреки досужим домыслам критиков законопроекта говорят о несомненных «плюсах» предлагаемой модели. Ибо коммунальные проблемы – ежедневная головная боль местной власти.
А.Г. Попов, глава Санчурского муниципального округа:

– Целиком и полностью поддерживаю эту инициативу. Санчурский муниципальный округ готов войти в проект в числе первых. Считаю, что только единому оператору под силу привлечь серьёзные федеральные средства, выполнить все условия и модернизировать в короткие сроки устаревшие водопроводные сети целого региона.

И.Н. Токмянин, глава Арбажского муниципального округа:

– Проблемы водоснабжения в нашем округе уже давно требуют особого внимания. Большая часть оборудования, как и линии водопровода, сильно изношены и требуют капитального ремонта. На данный момент в аварийном состоянии находятся более 60 процентов водопроводных труб. Из-за этого в них часто происходят прорывы, и тогда коммунальщикам приходится разбирать тротуарное покрытие, ломать асфальт или перекапывать участки дорожного покрытия.

Жители части микрорайонов посёлка Арбаж и других населённых пунктов страдают от перебоев с водоснабжением в летнее время, особенно в сильную жару. А прошлой зимой из-за сильных морозов в райцентре и Сорвижах перемерзли сети водоснабжения. Мы, конечно, не оставили людей без воды: где-то протянули временный водопровод по поверхности, где это невозможно было осуществить – организовали регулярный подвоз воды. Наладилось водоснабжение только летом, когда оттаяли водопроводные сети.

Также в нашем округе необходимо строить новые очистные сооружения. Эти проблемы поможет решить создание единой государственной службы: обновить систему водоснабжения в районах, сделать перекладку сетей, модернизировать очистные сооружения, водозаборы.

А.В. Стяжкин, глава Кильмезского района:

– Учитывая состояние водопроводных сетей и оборудования в небольших населенных пунктах, действительно, нужна консолидация финансовых и материальных ресурсов. К сожалению, малые ресурсоснабжающие организации не имеют возможности участвовать в национальных проектах, это может сделать только крупная компания. В то же время это достаточно сложный и трудоемкий процесс, с которым мы уже столкнулись в этом году, на каждом шагу ждут сложности. Но без этих усилий можно потерять системы жизнеобеспечения.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.