Главная > Век КП > Редактор Фокин

Редактор Фокин

Знакомство

В сорок первом, ближе к осени, Кировское педучилище передало два своих кирпичных здания на Октябрьской улице областного центра под военные нужды и переселилось в глубинку – село Архангельское Шабалинского района. Как только съехались учащиеся, инициативный директор, светлой памяти Александр Степанович Ходырев, собрал парней-третьекурсников и сказал:

– Вы хотите окончить училище и получить дипломы. Законное желание. Но идёт война, враг рвётся вглубь страны. Возможно, нам всем придётся где-то партизанить. Давайте создадим боевой взвод, пройдём курс молодого бойца.

Энтузиазма у мальчишек было с избытком, и вскоре мы начали заниматься строевой подготовкой, изучать стрелковое оружие, в выходные вставали на лыжи.
Серым и холодным ноябрьским днём наше отделение шло на лыжах перелеском по берегу речки. Вдруг наперерез трассе из леса выскочил лыжник в синем костюме и широкими саженками помчался навстречу нам.

Это был второкурсник Гена Фокин, который, как оказалось, убедил комитет комсомола, чтобы его тоже приняли во взвод.

Фокин в спортивном костюме был строен, выше среднего роста. Таким он и запомнился мне на четыре военных года.

В семь часов утра на другой день Сергей Дудин, Пётр Охотин и я уехали в райком комсомола и райвоенкомат, и наши дороги с Фокиным надолго разошлись. Месяца за два растащили весь наш взвод. Одни ребята ушли в лыжные батальоны, другие – в авиадесантную бригаду, Фокин стал артиллеристом.

Новый шеф

…В 9.05 в кабинет, где собрались все пишущие сотрудники редакции «Кировской правды», вошли вчерашний редактор газеты Юрий Григорьевич Карачаров и мужчина средних лет, в очках. Карачаров сказал:

– Представляю вам нового редактора газеты: Геннадий Тимофеевич Фокин. Прошу любить и жаловать.
Фокин к этому времени уже не был новичком на руководящей работе вообще и в журналистике в частности.

Придя с войны, он заведовал в селе детдомом, был избран первым секретарём Оричевского райкома КПСС, работал в аппарате обкома партии, несколько лет руководил областным комитетом по телевидению и радиовещанию. В итоге – большой опыт. Он знал проблемы народного хозяйства и культуры, умел поднимать людей на решение дел, заботиться о них. Но в газетном деле есть своя специфика, много того, что новому редактору приходится изучать заново. Правда, это был второй его заход в редакцию (первый раз его назначили редактором в 1962-м, но почти всё время держали уполномоченным обкома в районах, и Фокин тогда не смог освоить глубин газетной работы и внести в облик газеты что-то значительное).

Сейчас, при втором заходе, Геннадий Тимофеевич понимал: от него ждут новых идей, новых предложений по улучшению содержания газеты. И стать опытным, организующим началом после Карачарова, у которого была своя надёжная «грамматика» творческого труда, ох как нелегко. Нелегко, но непременно надо было подняться на свою высоту. Главное, понимал он, – добиться творческой отдачи от каждого сотрудника.

Это были 70-е годы, десятая пятилетка, время большой работы по развитию народного хозяйства, культуры области. Это был период напряжённого труда. И хозяин газеты – обком партии – требовал от неё поддержки энтузиазма людей, широкого освещения социалистического соревнования: строителей, лесозаготовителей, хлеборобов-механизаторов, животноводов, мелиораторов…

Геннадий Тимофеевич ежедневно беседовал с заведующими отделами и литературными сотрудниками. Выслушивал предложения, особенно ценил новые, интересные мысли, давал советы, делал поправки. И всё это очень спокойно, деликатно, в хорошем настроении. Он принял много предложений от интересно работавших заведующих отделами: строительства – Валентина Домрачева, промышленности – Юрия Смолина. Поддержанные редактором журналисты не считались со временем и нагрузкой, ездили в хозяйства и на предприятия. Возвращались – писали, печатались. Рабочий их день продолжался по 11-12 часов. В освещении соревнования строителей и работников промышленных предприятий было много оригинального, и редактор умел поддержать журналистов, высоко ценил их творческую работу. Под крылом умелых заведующих росли молодые кадры.

В 70-е годы я был заместителем главного редактора, а до этого полтора десятка лет заведовал сельхозотделом редакции. Г.Т. Фокин часто заходил ко мне и сотрудникам сельхозотдела. Совместно искали, как отметить передовиков. В честь них на страницах газеты поднимали вымпелы трудовой славы, «зажигали» звёзды. Публиковали списки мастеров. Распространяли их опыт.

Сельхозотдел газеты – это такое место, где не заскучаешь. То из обкома подсказывают, то из сельхозуправления просят, на какие отстающие хозяйства следует посмотреть пристальнее. Заданий по подготовке материалов хватало всем – собкорам, литературным сотрудникам. Потому сельские материалы занимали в газете самое почётное место.

Острое лезвие критики

Уместно рассказать об отношении Г.Т. Фокина к критическим материалам, кои шли в газету потоком. Геннадий Тимофеевич, конечно, хорошо знал партийную позицию о критике, но нередко подсказывал нам: «Критика – штука обоюдоострая, пользуйтесь ей умело».

Обоюдоострая – это значит воздействует и на того, кого критикуют, и на критикующего (в виде зла, мести, клеветы, подтасовок, подметных жалоб). Так что будьте, мол, вдумчивы, не ошибайтесь в критике.
Журналисты «Кировской правды» считали это правилом.

Фокин был цельной фигурой. Со времён учёбы в педучилище и до совместной работы в газете у нас было много встреч. Я видел его на трибунах совещаний, в кресле первого секретаря райкома, когда он вёл заседание бюро, оживлённо беседующим в кругу простых людей, видел отдыхающим в кисловодском парке. Он всегда был аккуратно, со вкусом, хотя и скромно, одет, предельно прост в общении, спокойно выражал мысли, никогда не повышал голоса, не ругался, а каких-то непечатных, мусорных слов, порочащих русский язык, похоже, даже не знал. Взвешенность, тактичность, деликатность были непременными качествами этого человека.

В творческом коллективе часто бывает, когда не только руководитель влияет на сотрудников, но и они на него. Фокин после нескольких лет нашей совместной работы как-то признался, что у опытных сотрудников редакции Михаила Ардашева, Константина Верхотина он многому научился. Если в 60-е годы в редакцию пришли активно мыслящие и деятельные молодые люди Альберт Лиханов, Лев Шаров, Геннадий Чукреев, Леонид Добровольский, Леонид Шаромов и очень быстро выросли творчески, то в 70-е годы с каждым солидным материалом неизмеримо поднимался Владимир Шишкин. Обогащалась творческая биография у Виталия Шулятьева, Лидии Смирновой. А Геннадий Тимофеевич становился зрелым редактором. Он очень быстро понял, что просто показывать труд и людей труда – это мало. Читатель ждёт от газетчиков материалы для души. Так появились тематические страницы, интересные людям разных профессий. Одна из них – «Рябинка» – надёжно служила делу защиты природы.

Творчество увлекало коллектив. Общими усилиями удалось выйти на жанровое и тематическое разнообразие. И тираж газеты поднялся до 220 тысяч экземпляров.
Из-под пера Фокина выходили не только газетные статьи, но и появились три книжки. Одна из них – «Слово о вятском хлебе» – издавалась дважды.

Правда, случались и казусы. Один московский писатель, будучи в Кирове, предложил газете свой рассказ, который отклонили по политическим соображениям в столичном журнале. Газета его напечатала. Писатель в Москве козырнул: «Во, в Кирове редактор смелее, чем вы». Не принявшие упрёка московские литераторы обратились в сектор печати ЦК. Оттуда звонит инструктор: «Напишите объяснение!» Фокин долго ходил с головной болью и красным лицом.

Умер Геннадий Тимофеевич в восемьдесят третьем, не дожив до 60 лет. Без преувеличения можно сказать: сгорел на работе. Перенёсший к 40 годам инфаркт, он не посмел возразить, отказаться от новой работы редактора газеты, которая высасывает человека до конца.

Вениамин КОЗЛОВ

На снимке: Коллектив «Кировской правды» (1979 г.), третий слева в первом ряду — Г.Т. Фокин, первый справа в том же ряду — В.П. Козлов.

___

Вениамин Петрович Козлов отдал «Кировской правде» более четверти века. 13 лет проработал заместителем редактора. Материал о Г.Т. Фокине был написан им в 1997 году.

На снимке: коллектив «Кировской правды» (1979 г.), третий слева в первом ряду – Г.Т. Фокин, первый справа в том же ряду – В.П. Козлов.

Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.