Главная > Интервью > Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике: не только проверки и штрафы

Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике: не только проверки и штрафы

На днях Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике провело публичное обсуждение результатов работы ведомства за третий квартал и девять месяцев 2017 года. Руководитель управления Сергей Беляев поведал не только о том, как его ведомство решало и решает поставленные задачи, но и о проблемах. Он привёл интересные данные.

– За девять месяцев было проведено более 1100 контрольно-надзорных мероприятий и, несмотря на то, что эта цифра меньше прошлогодней, нарушений выявлено больше, – сказал Сергей Васильевич. – По результатам проверок наложено штрафов на общую сумму более 6 миллионов рублей.

Публичное обсуждение итогов стало поводом для встречи корреспондента «КП» с С. В. Беляевым.

Малый бизнес не спешит

– Как известно, с первого января 2018 года страна переходит на электронную ветеринарную сертификацию – так называемую систему «Меркурий». На слушаниях вы отметили, что в нашей области переход на электронную сертификацию идёт медленно. Почему?

– Не всё так однозначно. Есть отдельные предприниматели и есть объекты, на которых они действуют, то есть фермы, цеха, магазины и тому подобное. У кого-то, например, один магазин, у кого-то несколько. Или юридическое лицо зарегистрировано в Москве, а предприятие работает на территории области. Поэтому мы считаем только объекты, которые работают на территории региона. По нашим подсчетам, в Кировской области их числится около 5 тысяч.
Коды доступа в систему получило и около 500 хозяйствующих субъектов. Всего же в базе данных их было зарегистрировано более 10 тысяч. Поэтому сейчас стоит задача навести порядок в ранее сформированном реестре. В частности, необходимо исключить повторяющиеся объекты.

В базе имеются примеры, когда одно и то же юридическое лицо зарегистрировано несколько раз. Убрать сразу такие повторы не всегда возможно, так как каждый такой случай имеет привязку к ветеринарным документам. Если устранить дублирование сейчас, то у товаропроизводителя могут возникнуть проблемы. Но тем не менее такую работу мы вместе с управлением ветеринарии области ведём.

Кстати, в последние два месяца работа по внедрению новой системы ускорилась. Удалось решить и главную задачу – по регистрации социально значимых объектов (детские сады, интернаты, школы, больницы и так далее). Сегодня их в «Меркурии» около 60 процентов от имеющихся. Хотя два месяца назад был «ноль». Ускорилась регистрация и хозяйствующих субъектов: индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Часть работы с ними берёт на себя региональное управление ветеринарии.

Таким образом, когда мы говорим, что зарегистрировано только 10 процентов, это не совсем так. Реально показатель выше. Например, крупные производители и переработчики на 70% у нас в базе. С ними работа практически завершена.

Но ведь у нас есть ещё малый и средний бизнес. И таких мелких точек много. Гораздо больше, чем крупных производственных мощностей. Здесь и мелкие предприятия по переработке сельхозпродукции, и небольшие пункты общественного питания, и магазинчики, торгующие полуфабрикатами. Их регистрация идёт хуже, несмотря на то, что мы вместе с региональным министерством развития предпринимательства, торговли и внешних связей проводим соответствующую работу.

– Отсутствие регистрации в системе «Меркурий» с 1 января (и для тех, кто производит сельхозпродукцию, и для тех, кто ею торгует) будет означать нарушение закона с соответствующими последствиями в виде административного наказания. Не получится ли так, что после новогодних праздников с полок кировских магазинов исчезнут некоторые виды молочных и мясных продуктов?

– Такого точно не произойдёт. Федеральные сети работают с нами плотно, и пищевые продукты, поступающие в их магазины через распределительные центры, будут иметь необходимые ветеринарные документы. Они, как я уже сказал, получили коды доступа. Проблемы могут быть только у мелких производителей и переработчиков.

«Чумовой» детектив

– В связи с пресечением распространения африканской чумы свиней (АЧС) вы в своём докладе упомянули про почти детективную историю по задержанию на границе области продавца поросят.

– Был такой эпизод. Предприниматель, зарегистрированный на территории Чувашии, в прошлом году завёз к нам поросят без соответствующих документов. Задержали его при участии сотрудников ГИБДД на выезде из Кирова. Ветеринарные сертификаты он предъявить не смог, поэтому машину с непроданными поросятами поставили на штрафстоянку. Ветеринарная служба взяла пробы у животных на наличие у них АЧС. Результаты были отрицательные и торговец был привлечён лишь к административной ответственности.
Отсутствие у него ветеринарных документов задержанный объяснял тем, что он не сам выращивал животных, а просто собирал их неизвестно где и перепродавал. Кстати, как выяснилось позже, игнорирование ветеринарных правил привело к печальным результатам в соседних (Архангельской и Вологодской) областях. Там обнаружили поросят, заражённых африканской чумой свиней.

– Я правильно понял, что ваше ведомство хорошо взаимодействует с дорожно-патрульной службой МВД?

– Да. Наши инспекторы постоянно находятся на стационарном посту. К сожалению, их пребывание там ограничено рабочим временем. Но в случае нештатной ситуации в ночное время у сотрудников ДПС есть телефоны нашей службы. И такие вызовы бывали. Правда, пока это касалось только ввоза контрафактной продукции.

Земля должна работать

– В компетенцию вашего ведомства, как известно, входит надзор за использованием сельскохозяйственных земель. Эта тема тем более актуальна, что президентом страны поставлена задача по более активному вводу неиспользуемых площадей в сельскохозяйственный оборот. Можете ли вы чем-то помочь региональным и муниципальным органам исполнительной власти в решении этой задачи?

– Если земля не используется, то мы имеем право привлечь собственника к административной ответственности. Если она находится в собственности региона или муниципалитета, то смотрим, как они решают процесс ввода площадей в оборот. В Административном кодексе прописано, что лицо привлекается к ответственности только тогда, когда оно ничего от него зависящего не делает. Если органы власти выставляют земельные участки на торги или предпринимают другие шаги, чтобы эта земля обрабатывалась должным образом, то административные меры к ним управление не применяет. В прошлом году мы провели такую проверку в министерстве государственного имущества Кировской области и ТУ Росимущества по Удмуртской Республике и Кировской области. К ним у нас претензий не было, зато они возникли к арендаторам земли. Один из таких арендаторов выкопал на участке несколько котлованов, что послужило основанием для привлечения его к административной ответственности. Кроме того, в отношении нарушителя суд удовлетворил иск о возмещении вреда, причинённого окружающей среде, на сумму более 11 миллионов рублей.

Муниципалитеты в том, что касается использования земель, несут ответственность только за участие в организации по сбору и вывозу мусора. Заметьте, что речь идёт даже не об уборке, а всего лишь об участии в организации. Вообще же в каждом субъекте РФ должен быть назначен региональный оператор, который отвечал бы за уборку несанкционированных свалок. Но нормативная база до сих пор до конца не проработана. И такого оператора уже второй год подряд в Кировской области нет. Если в ходе наших рейдов мы выявляем навалы мусора на землях сельхозназначения и устанавливаем, что они находятся в границах поселения, то имеем право привлечь муниципальную власть к ответственности, так как она ничего не сделала для их ликвидации. Пока, правда, ограничиваемся только предостережениями и устанавливаем сроки для ликвидации свалок.

Взял надел – обрабатывай

– А как быть с частными собственниками земли, которые и сами её не обрабатывают, но и расстаться с ней не хотят? Например, в Верхошижемском районе компания собственников не использовала землю по назначению, а только перепродавала её друг другу.

– Об этих фактах в Верхошижемском районе нам известно. Не просто известно, мы знаем по именам всех недобросовестных владельцев. Действительно, раньше привлечь их к ответственности не получалось, так как по закону собственнику давалось три года, чтобы он начал освоение земель. Теперь, начиная с июля 2016 года, ситуация изменилась. Взял землю – будь добр обрабатывать её сразу, не откладывая в долгий ящик.

Хочу отметить ещё один важный момент – обоснованность проведения надзорных мероприятий. Мы можем их осуществлять либо в соответствии с планом, либо в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения, либо по обращениям граждан, организаций или органов местного самоуправления. Если таковые имеются, есть и правовые основания для надзорного мероприятия. И нужно сказать, что люди таким правом пользуются. С начала года было больше 90 обращений. На каждое из них мы реагируем.

В последнее время наблюдается тенденция, когда собственники не могут ни обрабатывать, ни продать (или иным образом пристроить) свой участок и в итоге отказываются от него в пользу муниципалитета. Это, считаю, не идёт на пользу развитию сельского хозяйства. Мы поднимали данную тему в региональном министерстве сельского хозяйства и продовольствия. Советовали переводить некоторые земли сельхозназначения в земли лесного фонда. Особенно там, где деревья уже основательно выросли и заняли всю площадь. Пока этот вопрос, к сожалению, до конца не решён.

Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.