Главная > Без рубрики > Выбор редакции > В Кирове открылась уникальная экспозиция литографий работ Анри Матисса

В Кирове открылась уникальная экспозиция литографий работ Анри Матисса

Благодаря московской компании «Артгит», с которой сотрудничает Вятский художественный музей, полюбоваться творчеством Матисса сейчас могут и кировчане – в выставочном зале музея представлена экспозиция «Взгляд» из 120 литографий (переведённых на бумагу картин) мастера, приуроченная к его 150-летию.

Открывая выставку, её куратор, научный сотрудник выставочного зала Мария Пашковская обратила внимание на уникальность представленной на выставке серии, которую уже знает весь мир.

Важнее эмоции, а не внешнее сходство

– За каждой из серий картин прослеживается судьба художника. Мы знаем, что он и экспериментатор, и провокатор, и личность, о которой хочется говорить, которую хочется изучать. Он всегда нов и современен. И поэтому мы надеемся, что представленная выставка станет настоящим праздником для всех кировчан,- сказала Мария.

Каждая литография дополнена цитатами самого Анри Матисса из его статей, книг, писем. Художник размышляет о звучании и взаимоотношении цветов, о гармонии, о женских образах, созданных им, о том, что такое живой портрет и о взаимоотношениях со своими моделями.

Особое место в творчестве Матисса на протяжении всей жизни занимал жанр портрета. Лицо человека интересовало мастера больше натюрмортов пейзажей. Но при этом ему важна была не передача внешнего сходства, а отражение чувств и эмоций, который он питал к модели. Именно они, а не достоверное сходство выходили на первый план. Но при этом, на что обратила внимание куратор выставки, художник внимателен к изображению интерьера: скрупулёзно передаёт обои, ковры, вазы. Мир, изображаемый им, уютен и красив.

Одно из самых известных полотен, представленных на выставке, – портрет Лидии Деликторской, русской девушки, которая долгие годы была моделью и музой мастера. На какое-то время, чтобы сохранить мир в семье он прервал с ней отношения, но не смог творить – вместе с ней ушло и вдохновение. И Матисс вернул девушку.

«Убежал бы прочь…»

Чаще всего Матисс использовал в своих картинах три основных цвета – жёлтый, зелёный, синий, символизирующие жизнь: воздух, солнце и зелень… Именно предпочтение определённым цветам, насыщенность красок, эмоциональное видение сюжета сделало Матисса лидером течения фовистов. К слову, считается, что фовизм является логическим продолжением творчества пост импрессионистов Ван Гога и Сезана.

Матис воспринимал ту же модель не как объект творчества, а передачу мысли художника. Он мог, к примеру, изобразить нос зелёной краской или нарисовать женщину в синих цветах. И здесь как нельзя кстати высказывание самого художника: «Если бы я встретил такую женщину в жизни, то в ужасе убежал бы от неё. Но я создаю не женщину, а картину». В другом своём письме он пишет, что для него важнее всего выразительность.

Цирк аппликации

Кроме женских портретов особое место на выставке занимает серия «Джаз», которую художник готовил для книги, изданной в 1947 году. Впоследние годы мастер задействовал технику аппликации. Он создавал её при помощи обыкновенной бумаги и ножниц, вдохновляясь цирковыми представлениями и циркачами, народными сказаниями.

Творчество Анри Матисса невозможно охарактеризовать в рамках какого-либо отдельного направления, он выходил за любые ограничивающие границы, стремясь туда, где ещё никто себя не пробовал. Вся его жизнь, как и искусство, были, как подчеркнула куратор выставки Мария Пашковская, долгим сопротивлением, завоеванием трудным, но непреклонным. Он был первопроходцем в своём стиле, а это всегда сложно, и это всегда – некая провокация, не принимаемая изначально критиками.

Выставка «Матисс. Взгляд» продлится до 25 августа.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.