Главная > Без рубрики > Выбор редакции > В Кирове разработан новый экскурсионный маршрут – «Вятка железнодорожная»

В Кирове разработан новый экскурсионный маршрут – «Вятка железнодорожная»

Почему кировский вокзал остался без куполя и шпиля. Малоизвестные факты из жизни вятских железных дорог.

В Кирове разработан новый экскурсионный маршрут – «Вятка железнодорожная» (0+). Как сообщила методист Музея истории развития железной дороги станции Киров Валерия Пластинина, программу приурочили к круглой дате — 160-летию Горьковской железной дороги, которое будет отмечаться 1 августа.

Во время экскурсии можно познакомиться с историческими зданиями областного центра, которые так или иначе связаны с железной дорогой. Помимо двух вокзалов в маршрут вошли бывшие железнодорожные мастерские (сейчас — машиностроительный завод им. 1 Мая), бывшее здание управления Пермь-Котласской железной дороги (теперь – Вятский художественный музей), легендарный Дом Антона Левицкого (он был врачом железнодорожной больницы) на ул.Карла Маркса и бывшее железнодорожное общежитие на ул. Карла Либкнехта, 84.

Корреспондент «КП» стал одним из первых участников экскурсионного маршрута. И вот, что самое интересное узнал…

Как царский министр финансов Сергей Витте стал почётным гражданином Вятки, ни разу не побывав в городе.

Указ о строительстве железной дороги от Перми до Котласа через Вятку подписал император Николай Второй. Это произошло в 1895-м. Летом того же года началось строительство, а в в конце 1897-го на Вятке состоялось открытие вокзала.
Основным назначением дороги была доставка хлеба из Сибири в Европу.
Значимую роль в появлении железных дорог на Вятке сыграл министр финансов Сергей Витте. Именно он принял решение о выделении необходимых средств на строительство. В благодарность от жителей города министр был объявлен почётным гражданином Вятки (при том, что он даже ни разу не побывал в губернии).

Как водопровод появился в губернском городе благодаря вокзалу.

Здание первого вятского вокзала (сейчас – «Киров-Котласский») в конце XIX века было оборудовано по последнему слову техники. Тут были телеграф и телефон, электрическое освещение и даже водопровод. Кстати, водопровод появился в губернии именно с появлением железной дороги. Также на вокзале работал ресторан, в котором всегда было много людей.

Как станция «Киров-Котласский» попала в художественный фильм «Карусель на базарной площади».

Действие картины происходило в послевоенное время, поэтому в 1986-м киношникам этот вокзал очень понравился — на тот момент он давно не ремонтировался и выглядел сильно обшарпанным. Этого-то создателям картины и требовалось. Однако на железной дороге решили иначе: узнав, что «скоро здесь будут снимать настоящее кино», руководство не поскупилось и выделило необходимые средства на долгожданный ремонт здания.

Так что к приезду съёмочной группы «Киров-Котласский» преобразился и похорошел. Москвичи, конечно, были в шоке. Но менять что-то оказалось уже поздно — так в «Карусель на базарной площади» попал кировский вокзал во всей своей красе.

Как кировские производители путевых машин соревновались с немцами и опередили конкурентов.

«Кировский машзавод 1 Мая» – один из крупнейших производителей путевых машин. Такая техника высокой грузоподъёмности производилась некоторое время только на двух предприятиях — в Кирове и немецком Лейпциге. Были попытки кооперации двух заводов, пока в начале 2000-х у нас не сделали резкий рывок вперёд – спроектировали и выпустили кран грузоподъёмностью 150 тонн. После этого немцы прервали с кировчанами любые связи, а кировчане заняли «ниши» конкурента — многие страны стали отказываться от немецких кранов. Вятская продукция оказалась не только дешевле, но и проще в управлении, надёжнее и долговечнее.

Как здание кировского железнодорожного вокзала осталось без купола со шпилем.

Здание вокзала станции «Киров-первый» хорошо знакомо всем горожанам. Построено оно было в 1906 году. Тогда оно было совсем небольшим, зал ожидания мог вместить не больше трёх десятков пассажиров. Зато перрон стал любимым местом для прогулок горожан — люди приезжали сюда просто погулять и посмотреть на поезда.

Поначалу вокзал носил название «Вятка-Петербургский». Название «Киров-первый» появилось у него в 1936 году, после переименования областного центра.

В 1961-м на вокзале провели масштабную реконструкцию. По проекту архитектора Готлиба здесь надстроили этажи центральной части здания и построили пристрои.

Поначалу в проекте предусматривался большой купол над залом ожидания и двадцатиметровый шпиль. Однако в те годы в стране шла «борьба с излишествами», и эффектные детали были убраны из проекта.

Как паровоз доставили к кировскому музею железнодорожного транспорта.

Паровоз серии ЭР-788-74 был выпущен в 1953 году на польском предприятии в городе Познань, который после Великой Отечественной стал заводом им. Сталина.
Решение об установке паровоза в Кирове возле музея железнодорожного транспорта было принято в начале 1990-х. Причём, сама установка превратилась в настоящее «приключение» для всех, кто принимал в этом участие.
Доставить паровоз к музею оказалось очень непросто. В итоге родилось решение: везти паровоз зимой на специальной железной волокуше, прицепленной к мощному тягачу. Непосредственно сборка состоялась уже летом. Тогда же провели и установку памятника на приготовленный отрезок рельсов.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.