Главная > Новости > «Вам шашечки или ехать?»: зачем кировчанам укрупнение в дорожном строительстве

«Вам шашечки или ехать?»: зачем кировчанам укрупнение в дорожном строительстве

В Кировской области принципиально меняют подход к выбору подрядчиков на дорожные работы.

Есть такое выражение про такси: «Вам шашечки или ехать?» Как правило, все в итоге выбирают второе. Важно достичь цели. Но когда ровно тот же принцип применяет власть, почему-то у некоторых в обществе это вызывает возмущение. Но здесь каждому нужно определиться: вам ремонтировать дорогу или дать заработать кому-то? Причём, за счёт нас, налогоплательщиков.

Напомним относительно недавнюю историю, когда на конкурсы по ремонту дорог в том же Кирове заявлялись доселе невиданные, неслыханные иногородние фирмы. Из последних – АРПТ, «СТК», РПТ, «МПТ-Сервис», «АБЗ-Оричи», «Капитал-дор»… И выигрывали, раз 44-й федеральный закон велит ориентироваться главным образом на цену. Невзирая на реальную нехватку рабочих рук и технических ресурсов, отсутствие опыта и профессиональной репутации.

В итоге одни победители отдавали львиную долю лотов по субподряду местным компаниям, при этом качество работы было далеко не в приоритете; другие оказались существующими только на бумаге, а вскоре – банкротами; третьи делали, как могли, а потом всеми возможными способами избегали выполнения гарантийных обязательств. А последнее в большинстве случаев все-таки требовалось (из-за качества работы) уже через несколько месяцев, а не лет.

Про одну такую фирму, «ДСК-Вятка», оригинальный пример привели на заседании рабочей группы по контролю дорог при ОПКО: формально она оставалась действующей, не банкротом, а за гарантийные обязательства предъявить некому, так как счета нулевые. Судебные приставы директора найти не смогли.

Разбирались ли когда-нибудь автолюбители области или иногородние, кто какой участок строил? Конечно, нет: за каждую яму и рассыпавшийся на щебень асфальт ругали власть, а проезжие – Кировскую область за бездорожье.

Прощайте, те же грабли!

Теперь область предпочитает разыгрывать крупные лоты по дорожному строительству и содержанию, чтобы приходили на них большие серьёзные подрядчики, имеющие опыт, необходимую технику, знание современных технологий, профессиональных сотрудников, а главное – возможность исполнить все гарантийные обязательства так, чтобы местной власти не пришлось разыскивать подрядчика по всей России, чтобы тот ответил за свой недобросовестный труд перед жителями области.

Государственный «Вятавтодор» и муниципальный «ГДМС» теперь работают круглогодично – и на строительстве (восстановлении), и на зимнем содержании дорог. Сейчас эти предприятия получают более 90% государственных и муниципальных контрактов, в том числе по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» (БКД), который софинансируется из федерального бюджета.

«Вам шашечки или ехать?»: зачем кировчанам укрупнение в дорожном строительстве

Напомним: за пять последних лет в Кировской области привели в нормативное состояние более 1200 км автомобильных дорог – такого не было никогда. В том числе рекордные 362 км – в прошлом году, из них две трети – по БКД. Тогда в ремонты вложили в общей сложности 8,8 млрд рублей: 5,4 на дороги областного и 3,4 – местного значения. А по условиям нацпроекта БКД за досрочное и качественное выполнение плана по ремонту дорог из федерального бюджета региону выделяют дополнительные деньги: только в прошлом году – 350 млн рублей, которые потратили на ремонт дополнительных участков.

Все это было бы невозможно, если бы в регионе не работал надежный государственный подрядчик.

Сегодня «Вятавтодор» полностью обеспечен квалифицированными кадрами и техническими ресурсами для выполнения работ — от проектирования до сдачи объекта. В собственности имеет несколько асфальтобетонных заводов, что исключает дефицит материалов. Обеспечено всей необходимой техникой, регулярно проводит обновление. В этом году предприятие выиграло несколько конкурсов на ремонт дорог, проведёт работы в Белохолуницком, Верхнекамском, Вятскополянском, Даровском, Зуевском, Кикнурском, Кильмезском, Немском, Нолинском, Советском и Фалёнском районах. На следующий год запланирован ремонт 173 км дорог Кировской области.

Тем не менее конкуренция никуда не делась и даже несколько обострилась, считают на предприятии. В прошлом году снижение по некоторым объектам ремонта региональных автодорог достигало 30,5% в результате торгов. А ведь это минус деньги не только на материалы и горючее, но и зарплаты работников, жителей области. Плюс значительное подорожание стройматериалов: тот же битум – в два с лишним раза, щебень – от 60 до 80%. «Вам шашечки или ехать?»: зачем кировчанам укрупнение в дорожном строительстве Стоимость пиломатериала и металла (на барьерное ограждение, профнастил, трубы, дорожные знаки и т. д.) выросла более чем в два раза. Цена дизтоплива – почти на 12 рублей при годовой потребности «Вятавтодора» порядка 6 млн литров.

Но инфляция одна для всех. Если сбивать цены – пострадает качество, так как построенные дороги не будут соответствовать никаким нормативам и как следствие – сойдут весной вместе со снегом, как это раньше и случалось практически по всему региону.

Подорожание не могло не замедлить темпы роста выручки АО «Вятавтодор», однако сам рост сохранился: 3,76 млрд рублей в 2019 году, 4,32 млрд в – в 2020-м, 4,68 млрд – в прошлом. Одновременно продолжалось обновление парка техники с помощью лизинга: соответственно, 77 машин на 222 млн рублей, 63 на 598,5 млн и 42 на 275 млн. Некоторая часть – за собственные средства предприятия. В этом году ожидается закупка еще около полусотни единиц техники на 200 млн рублей.

Многие ли предприятия в Кировской области могут сравниться с такими капиталооборотами? Если в 2019 году физические показатели строительства и ремонта составили 163 км на сумму 1609 млн рублей, то в 2020 году по нацпроекту отремонтировано и сделано 218 км автодорог на 2108 миллионов. В прошлом году выполнены работы по строительству, ремонту и реконструкции автодорог: 88,66 км региональных на 1021 млн рублей, 70,31 км муниципальных на 867 млн, а также более 13 км для внешних заказчиков на 347 млн рублей. Совместно с ООО «СУ-43» были фактически завершены работы на участке Опарино – Альмеж автодороги Киров – Котлас – Архангельск.

Кстати, на предприятии уточняют, что часто обязательным условием государственных и муниципальных контрактов бывает привлечение субъектов малого (среднего) предпринимательства. До сих пор было 15% от стоимости контракта, а с этого года – 25%. Вот вам и монополия.

Большому и надёжному

На прошлогодней встрече с главредами районных газет губернатор Игорь Васильев пояснял изменения:

– Мы взяли курс на возвращение жизненно важных отраслей в лоно государства, а также на создание больших серьёзных госкомпаний. Тот же «Вятавтодор» осваивает большие объёмы и выполняет гарантийные обязательства в течение нескольких лет. Представьте, если бы сейчас, в разгар пандемии коронавируса «Скорая помощь» осталась в частных руках и заботилась о прибыли – смогли бы мы справиться с таким всплеском заболеваемости?

С прошлого года наряду с АО «Куприт» предприятие занялось вывозом ТКО на полигоны, чем раньше занимались небольшие частные операторы.

– Мы понимаем, что если какая-то компания уйдет с рынка, то произойдет сбой вывоза. Но мусор образуется каждый день и допустить этого нельзя. Считаем, что функции транспортировщика должны быть и у областного предприятия. Нам нужно определить возможные варианты и выбрать единый подход, чтобы по всей области был единый механизм приобретения контейнеров, — пояснял вовлечение «Вятавтодора» в работу по обращению с ТКО председатель регионального правительства Александр Чурин.

С новой для него работой крупнейшее госпредприятие справилось. Ещё и новый крупный мусорный полигон построило в Шабалинском районе!

Новый подход к отбору исполнителей работ в пользу больших и надёжных, несмотря на очевидные преимущества, постоянно подвергается критике со стороны заинтересованных лиц. Многие из тех, кто годами работал не на качество, а на количество заработанных рублей, складывающейся ситуацией, естественно, не довольны. Несмотря на свои прошлые «дорожные подвиги», прославившие область бездорожьем на всю страну, отказываться от государственных финансов так просто они не собираются. Со страниц коммерческой прессы они кричат о «заточенности» конкурсов на крупные предприятия, о несправедливости решений, при этом не уточняя, что шанс сделать региональные дороги «безопасными и качественными» у них уже был, но в погоне за прибылью они его упустили, как и шанс заработать хорошую репутацию.

Однако сколько ни подавай жалоб – надзорные органы нарушений не находят. А автолюбителям больше нравится ехать по ровной и безопасной дороге, соответствующей всем нормам, а не шашечки, условно говоря.

Заметим, что даже в среде политической оппозиции есть люди, поддержавшие курс, который выбрало региональное правительство. Например, еще в 2019 году ИА «Федерал пресс» депутат-справедливорос Владимир Журавлёв говорил:

– Асфальтирование крайне дорогостоящая процедура. Маленькой компании это не под силу. Плюс ни у области, ни у города нет рычагов, которые помогли бы контролировать процесс. Главу государственного предприятия можно назначить, спросить с него в рамках гарантийных обязательств, даже дело завести, а с частными все не так просто. Может быть, пройдет пять-десять лет, рынок созреет, появится прозрачность, и мы действительно сможем отказаться от государственных компаний. Я пока за то, чтобы контракты делили «Вятавтодор» и «Гордормостстрой», а уже на субподряд они брали бы маленькие компании.

– А я вообще против системы торгов как таковых, – поделился мнением с «Кировской правдой» депутат Николай Барсуков, руководитель реготделения партии «Коммунисты России». – Неправильно, когда условные «Рога и копыта» могут выиграть контракт и в итоге перепоручить свою работу более серьёзной компании, которая по-честному не могла сбросить цену. В советское время профильные представители местного самоуправления лично знали все предприятия, их руководителей, их возможности, исходя их этого и поручали. Так и должно быть: крупным государственным подрядчикам – большие объёмы работ, мелким частным – посильные.

Несмотря на расхожие домыслы, цель создания крупных государственных подрядчиков одна: повышение качества жизни населения, прозрачность расходования финансовых средств, выделяемых на проведение работ. Когда жизненно важная коммунальная и дорожная инфраструктура совершенствуется и поддерживается в рабочем состоянии. Когда жители региона уверены, что за их больным родственником приедет вовремя и бесплатно скорая помощь (или прилетит вертолёт санавиации, которой не было прежде), что мусор будет вовремя вывезен из баков во дворе и за этот вывоз не придется переплачивать, что за гемодиализом не надо больше ехать в Киров – достаточно до центральной райбольницы… Так и делается.

Помимо субподряда

Но современный ремонт дорог – не «заплатки» и засыпание ям камнями и грунтом, чем раньше обходились некоторые прежние подрядчики. Это современные технологии — холодный ресайклинг, использование битумных эмульсий. На 52 из 56 участков использовались новые материалы: асфальтобетонные смеси ЩМА-16 и А-16, позволяющие усилить прочность и износостойкость верхнего слоя, а также полимерно-битумные стыковочные ленты, в разы уменьшающие количество дефектов швов сопряжения. Да, недёшево, зато качественно, и исключен риск, что через год на участок снова придётся везти технику — исправлять недоделки и как следствие – тратить деньги налогоплательщиков.

У того же «Вятавтодора» объём гарантийных ремонтов сократился от менее 0,5% в 2019 году до 0,08% в минувшем. Обновляется техника — растёт качество.

Естественно, новые материалы и технологии достаточно дорогостоящие и не всегда доступны небольшим предприятиям. Либо это куда заметнее сказывается на стоимости работ. Желание сэкономить на качестве асфальтового покрытия в конечном итоге ведет к дополнительным затратам по выполнению гарантийных обязательств.

А именно исполнения гарантий и пытаются избежать недобросовестные подрядчики. Ради того, чтобы заполучить контракт, они могут заявить (и такое бывает) нереально низкую сумму исполнения, на которую не только качественных современных материалов не купишь – на бензин для работы и зарплаты сотрудникам не хватит. А вот сделать дорогу тяп-ляп, прикарманить деньги и исчезнуть – вполне достаточно. Может, в том и смысл до неприличия «ронять» цены на торгах? А также критиковать власть за якобы ущемление интересов дорожного бизнеса.

«Вам шашечки или ехать?»: зачем кировчанам укрупнение в дорожном строительстве

На примере последних торгов, вызвавших отклики в СМИ, возможно, мы наблюдаем попытку вернуться в дорогостоящий бизнес тех компаний, которые уже когда-то не оправдали доверия жителей области по качеству дорог. Да, цену им удалось скинуть до уровня, на котором невозможен качественный ремонт – при существующих ценах на хорошие материалы и сопутствующих расходах – это скажет любой специалист дорожной отрасли. Согласитесь, даже в магазине если мы видим ненормально высокую скидку, то у каждого возникает сомнение: а какова тогда же реальная стоимость такого товара? Не окажется ли «дёшево, да гнило»?

Как говорилось выше, в истории дорожного строительства Кировской области были всякие ситуации. При заявленном демпинге обычны две: компания не справится с техзаданием и «сольётся», либо плюнет на технологии. И снова асфальт сойдёт со снегом. Если такие компании допустят к работе – увидим.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.