Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Владимир Грибанов о наградах, новых спектаклях, пандемии, вакцинации и планах на будущее

Владимир Грибанов о наградах, новых спектаклях, пандемии, вакцинации и планах на будущее

Директор Кировского «Театра на Спасской», заслуженный артист России ответил на вопросы журналиста «Кировской правды». 

– Владимир Иванович, разговор хочется начать с приятных моментов. Весной этого года вы были награждены почётным знаком «За заслуги перед Кировской областью». А пару лет назад «Театр на Спасской» стал лауреатом премии правительства РФ…

– Театр — дело коллективное. И никаких личных моментов здесь нет. Потому что я не вольный художник, не писатель, не поэт, не композитор. Я не живу сам по себе, по каким-то своим личным творческим планам. И если награждают руководителя, то, естественно, эту награду можно смело «распиливать», условно говоря, на сто человек. Начиная от уборщицы в театре и кончая моим заместителем.

– Тем не менее, сколько лет вы в театре?

– Моя биографическая справка достаточно простая. В 1977 году, получив театральное образование, я поступил на службу в Театр юного зрителя в городе Саратове. В 1983-м году приехал в Киров и поступил в Кировский театр юного зрителя в качестве актера. А в 2004 году поступил на должность директора…

Повторюсь: театр — дело коллективное. И это не только создание спектаклей и их показ зрителю, это и большое количество разных творческих программ, проектов, фестивалей, лабораторий… Это и сотрудничество с Детским фондом, с обществом инвалидов, с интернатами, активная работа с кировскими образовательными учреждениями начального, среднего и высшего звена, с музеями, библиотеками. То есть помимо того, что мы играем спектакли — у нас ещё огромная культурно-просветительская деятельность. Всё это по совокупности делает очень небольшое количество специалистов, которым это интересно.

Что же касается премии правительства РФ — она за конкретный спектакль. За лучшую театральную постановку 2019 года по произведениям русской классики — за спектакль «Дуэль» (16+) по повести Антона Павловича Чехова. В постановке нашего главного режиссера Егора Чернышова. В результате помимо чести, радости и славы нам был выдан сертификат на 3 миллиона рублей. Часть этой премии пошла на вознаграждение коллектива. После Нового года мы поставили небольшой спектакль на малой сцене «Сказки по белу свету» (0+). И оставшиеся деньги я планировал израсходовать тоже с пользой для дела — ещё на одну постановку. Но тут вмешалась пандемия. Начались ограничения. И часть этих премиальных средств в конце сезона пошла на то, чтобы, образно говоря, «поддержать штаны».

– Пандемия сильно повлияла на ваши планы?

– Мы должны были весной 2020 года и перед отпуском выпустить два спектакля: «Русское варенье» (16+) и «История одного преступления» (16+). Но вмешалась пандемия — нас всех вывели на самоизоляцию. Естественно, никакие работы не велись. Хотя спектакль «Русское варенье» практически был готов к премьере…

Обычно мы отправляли людей в отпуск в июле и до середины августа. А тут всех отправили в начале июня. И в середине июля все вышли на работу. Но вышли из отпуска — а ничего радостного для нас не наступило. Пандемия продолжала развиваться. Ситуация ухудшалась. Играть спектакли мы не могли. И таким образом «доплыли» до сентября. Очень долго ждали решения, когда же сможем открыть театральный сезон. И вот 15 сентября сезон открыли. При заполняемости 50 процентов. И при соблюдении всех норм, которые требует Роспотребнадзор. Но в этот момент грянула эпидемия уже непосредственно в театре. Если не ошибаюсь, сразу семь человек заболели — в основном актеры, которые репетировали новый спектакль.

Естественно, открытие театрального сезона было сорвано. Точнее, перенесено. И в результате получилось так, что назначили открытие театрального сезона на 2 октября. И, слава Богу, наши расчеты оправдались. Открыли театральный сезон первой премьерой — спектаклем «Русское варенье». И следом за ней сыграли вторую премьеру, которая должна была состояться ещё в июне, – «История одного преступления».

Потом было небольшое число заболеваний, которые критически не повлияли на нашу работу в ноябре. Уже шла подготовительная работа — планировали выпустить перед Новым годом ещё два спектакля: «Мальчики» (12+) и новогоднюю сказку. И сказку выпустить удалось, а «Мальчиков» нет, потому что заболела группа товарищей — исполнителей ряда ролей плюс режиссер спектакля. И в результате практически готовый спектакль мы вынуждены были перенести: выпустили премьеру «Мальчиков» только в феврале 2021 года.

С тех пор, слава Богу, ничего критичного не было. Но с другой стороны вся эта пандемия сильно влияет на нашу жизнь, на нашу работу — мы же театр для детей и молодёжи. А что такое дети? Это школа. С первого и до выпускного класса. Колледжи — тоже наш зритель. Студенты. И дальше все возрастные категории. И когда существует официальный запрет на посещение массовых мероприятий или даже когда эти запреты уже сняты — сложности остаются. И основной зритель к нам возвращается очень медленно.

– Сегодня зритель вернулся?

– В основном, да. Но что нас ждёт в будущем — я не знаю. И в городе, и в области серьёзно ухудшилась ситуация. И хотя официально от правительства ограничений нет, но есть рекомендации Роспотребнадзора — снизить заполняемость и т. д.

Как бы то ни было мы сыграли практически все запланированные спектакли. И сейчас начали репетиции нового спектакля по Андерсену «Стойкий оловянный солдатик» (6+). Премьеру планируем в сентябре.

Ещё под конец сезона было большое огорчение. Мы были приглашены на театральный фестиваль «Толстой» в Ясную Поляну. И 26 июня на специально построенной сценической площадке должны были играть спектакль «История одного преступления». Но правительство Тульской области отменило все мероприятия подобного типа буквально в последние дни.

– В финансовом плане театр сильно пострадал?

– Я уже начал говорить о премии правительства размером в три миллиона. Из них один миллион с небольшим я рассчитывал потратить на постановку спектакля весной. Но когда стало понятно, что никаких доходов не будет, я эти деньги направил на премирование работников. И период до отпусков мы пережили благополучно. Хотя, конечно, произошло снижение заработной платы, поскольку спектакли мы не играли, доходов было недостаточно.

Да будет известно, что значительные расходы театр несёт за счёт собственных доходов. Потому что бюджет театра финансируется не в полном объёме, а частично. Заработная плата — бюджетная составляющая. Но кто-то должен театр охранять, есть вопросы пожарной безопасности, есть клиринговая компания, которая должна отвечать за уборку помещений, тем более в условиях пандемии. Но платить за охрану, за уборку практически было нечем. И надо отдать должное: компании, которые нас обслуживают, несколько месяцев работали в долг. Помогали нам выжить.

В августе правительством страны была объявлена инициатива о безвозвратном беспроцентном кредите. В программе участвовали несколько банков, мы выполнили все представленные обязательства. И нам выдали около 5 миллионов — мы тут же погасили все долги…

– Чем-то помогал Союз театральных деятелей?

– Непосредственно финансами Союз осуществлял социальную поддержку работникам театров, попавших в сложную жизненную ситуацию, многодетным семьям, на лечение и т. д. Отслеживал меры поддержки театров в регионах в период пандемии. Когда появилась возможность, возобновил активную фестивальную деятельность, профессиональную учёбу, творческие командировки и другие творческие мероприятия в реальном формате… Сохранилась конкурсная система на государственные  стипендии молодым специалистам, работающим в провинции. Был осуществлён проект для артистов 65+, который звучал на «Радио России». Словом, было огромное количество мероприятий, в которых Кировское отделение СТД принимало самое активное участие.

– Уроки пандемии 2020 года как-то учитываются в новом сезоне?

– Пожалуй, страшно только одно: если люди не воспримут все увещевания о необходимости сделать прививку. Потому что на сегодня у нас в театре привито только 34 человека. Из 96. Грубо говоря — 30 процентов. Это беда.

– А вы хотите, чтобы было 100 процентов.

– Пусть хотя бы не 100, но близко к этому показателю… Посмотрите, если заболеет, например, кто-то из бухгалтерии — это печально и прискорбно, но не так страшно. Если заболеет гардеробщица — тоже не страшно в плане производственного и творческого процесса в театре. Процесс не остановится. Но как только заболеют специалисты — артисты, режиссеры, осветители, звукооператоры, машинисты сцены — всё! У нас в январе из шести человек заболело пять монтировщиков. Специалистов, кто монтирует декорации, непосредственно ведёт спектакль…

– И какой вывод последовал после этого?

– Приказом заставить сделать прививку нельзя. И мне называют возражения: вакцинация — дело добровольное. А я взываю к совести. Но у некоторых товарищей совесть молчит. И у меня было два специальных собрания. Одно собрание ещё весной. Второе — буквально на днях, перед отпуском коллектива. И я заявил: «Ребята, посмотрите. В Москве уже ввели ограничения на определенные организации, которые не могут работать, пока 60 процентов их сотрудников не будет вакцинировано. Имейте в виду, что то же самое наверняка придёт и к нам. Так что за отпуск вы должны предпринять всё возможное, чтобы сделать прививку…»

– Слова, призывы — это, конечно, хорошо. А сам директор театра Владимир Иванович Грибанов показал пример?

– Да, показал. Повторная прививка у меня была 15 июня…

Владимир Грибанов о наградах, новых спектаклях, пандемии, вакцинации и планах на будущее

Владимир Грибанов

  • День рождения: 19 октября 1955 года.
  • Родной город: Киров.
  • Образование: Саратовское театральное училище имени И.А.Слонова.

Трудовая деятельность

  • В 1983 году принят в труппу «Театра на Спасской».
  • В 2004 году присвоено Почётное звание «Заслуженный артист РФ».
  • С 2004 года – директор Кировского государственного театра юного зрителя «Театра на Спасской».


Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.