Главная > Новости > Запрет на «мобильники» в кировских школах обсудят с родителями

Запрет на «мобильники» в кировских школах обсудят с родителями

Что же изменится в кировских школах в ближайшее время?

«Дети на переменах не играют»

Свежие рекомендации федеральных ведомств вызвали большое обсуждение в интернете. Ещё раньше об ограничении использования школьниками телефонов на уроках и переменах начали говорить их родители и педагоги. Первых волновало, прежде всего, здоровье детей, вторых – качество образовательного процесса.

Как выяснилось, рекомендации были подготовлены на основе анализа международного опыта и по итогам опроса общественного мнения. По данным Минпросвещения РФ, 61% учащихся, 89% родителей и 90% педагогов поддерживают ограничение использования «мобильников» во время уроков. Ещё три четверти респодентов заявили, что и сами учителя должны меньше пользоваться личными телефонами в присутствии школьников.

«Анализ международного опыта использования мобильных телефонов школьниками выявил, что длительное время их использования, а также использование во время пребывания в школе могут привести к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, нарушениям сна, а также снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания», – отметили в Минпросвещения.

Чем же так вреден мобильный телефон для учащегося? По данным исследований, чем больше времени ежедневно ребёнок тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными заданиями. Дело в том, что многофункциональность телефона, множество приложений в нём создают ситуацию многозадачности, а она требует постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведёт к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.

– Мне, как современному и молодому учителю, хочется использовать большое разнообразие приложений, обучающих игр, познавательных онлайн-ресурсов, которые есть в интернете. Но, став «Учителем года России» и побывав в десятках школ по всей стране, я стал менять свою позицию, – рассказал в интервью «Российской газете» Алихан Динаев, учитель обществознания, общественный советник министра просвещения РФ. – Дети на переменах не играют, не бегают, мало говорят друг с другом. Они стоят или ходят, уставившись в телефон. У большого числа учеников при этом ещё и наушники. В результате перерыв, который должен дать детям время отдохнуть, прийти в себя, просто поболтать, поближе познакомиться друг с другом, превращается в минуты, когда ученики «сидят» в телефонах, нанося очередные удары по своему здоровью.

Помимо того, что телефоны и интернет постоянно отвлекают детей, сами устройства нередко становятся источником зависти: у кого-то в кармане «десятый» айфон, а кто-то ходит с бэушным простым мобильником. И вот уже мама на последние деньги покупает сыну или дочке новенькую модель смартфона, чтобы было «всё, как у людей».

Трудности обязательно будут

Навести порядок в использовании устройств мобильной связи в образовательных организациях и призваны вышедшие в свет рекомендации. Что же нам предлагают?

Чтобы минимизировать вредное воздействие мобильных устройств на детей в учебных заведениях, регионам предложили осуществить ряд мер, а именно:

– обеспечить перевод мобильных телефонов в режим без звука в образовательных организациях;
– ограничить использование школьниками телефонов во время учебного процесса;
– предусмотреть в школах места хранения мобильных телефонов;
– согласовать способы коммуникации родителей с их детьми на случай внештатной ситуации;
– сделать перемены временем для общения и активного отдыха обучающихся, при необходимости они могут использовать на переменах устройства мобильной связи по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения);
– проводить разъяснительную работу о вредном эффекте мобильных устройств и воспитывать культуру пользования ими.

Насколько это выполнимо? По мнению педагогов, трудности обязательно будут и для них, и для учащихся. Например, понадобится целая система сбора, хранения и выдачи гаджетов. Нужны ящики, шкафчики, замки, ключи для хранения телефонов. Кто-то должен следить за тем, чтобы они были сданы на хранение, и отвечать, если телефон пропадёт или сломается. Это, безусловно, ляжет на плечи школьных администраций.
Кроме того, телефоны с выходом в интернет зачастую выручают на уроках, когда можно решить какие-то вопросы образовательного процесса, используя мобильные приложения. Телефоны также помогают тратить меньше бумаги на распечатку информации и экономить время.

И всё же педагоги склоняются к ограничению использования мобильных устройств детьми.

– Некоторые ребята во время занятий действительно любят посидеть в интернете, в социальных сетях. И такая мера, я считаю, направлена на то, чтобы дети не отвлекались от учебного материала, – отметила директор школы № 26 г. Кирова Ольга Даровских. – Новый порядок мы обязательно обсудим с педагогами и родителями на собраниях, классных часах. Приказ о порядке пользования персональными устройствами размещён на сайте нашей школы. Кроме того, там же есть памятка для учеников о правилах пользования интернетом, а также памятка для родителей, чтобы они своевременно могли контролировать, на какие сайты заходят их дети, в каких группах в социальных сетях состоят.

Ответственность – на родителях

Соответствующие перемены уже стартовали в кировских школах с нового учебного года.
Как сообщили в администрации г. Кирова, с 1 сентября в учебных заведениях установлены правила пользования мобильными телефонами с возможностью выхода в интернет. Запрет на их использование касается уроков и внеурочной деятельности на территории образовательных учреждений. На сайтах всех муниципальных школ города будут размещены соответствующие приказы.

Помимо этого, как отметили в городском департаменте образования, пройдут беседы с учениками и их родителями. Мамам и папам объяснят, что в случае, если они не согласны с вводимыми ограничениями, ответственность за использование детьми устройства с выходом в интернет на территории школы будут нести родители.

Разумеется, областным центром дело не ограничится. В министерстве образования Кировской области сообщили, что разрабатывается Порядок использования смартфонов в образовательных организациях области.

– Документ вынесут на публичное обсуждение с родителями и учительским сообществом, и только после его утверждения с учётом мнений всех заинтересованных сторон документ будет отправлен во все образовательные организации, – подчеркнули в региональном минобре. – На основании этой рекомендации каждая школа будет принимать свой локальный акт, в котором будет регламентировать использование учащимися смартфонов во время учебного процесса.

В свою очередь Роспотребнадзор в течение года будет отслеживать состояние здоровья школьников при ограничении использования телефонов. Рособрнадзор и Российская академия образования проведут выборочный мониторинг повышения эффективности образовательного процесса.
Отметим, что специалисты регионального управления Роспотребнадзора уже начали проводить информационно-просветительскую и разъяснительную работу с руководителями образовательных организаций, педагогами, родителями и обучающимися.

– Говорим о рисках вреда здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в образовательном процессе, – сообщила заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Лидия Князева.

Кроме того, управление рекомендовало областному минобру разработать памятку для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике «неблагоприятных эффектов» от устройств мобильной связи.

Стоит отметить, что на данный момент санитарное законодательство не запрещает пользоваться «мобильниками» в школах. При этом каждое заведение само вправе частично или полностью запретить их.
Что выберут кировские школы, уже скоро покажет время.

КСТАТИ

Специалисты рекомендуют для сохранения здоровья:

– максимально сократить время контакта с устройствами мобильной связи;
– не носить устройства на шее, поясе, в карманах;
– максимально удалять устройства от головы в момент соединения разговора (использовать громкую связь и гарнитуру);
– ограничить звонки с устройств в условиях неустойчивого приёма сигнала сотовой связи (в автобусе, метро, поезде, автомобиле);
– размещать устройства на ночь на расстоянии более двух метров от головы.

А как у них?

Сегодня можно говорить уже о международном опыте регламентации требований к режиму использования устройств мобильной связи в образовательных организациях.

Например, для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4%.

В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.

Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы. В Бельгии и Великобритании вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено.

С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада) и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия).

Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012 года в Малайзии и Нигерии, с 2013 года – в Уганде.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.