Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Золотой запас СССР в вятском Спасо-Заозерье?

Золотой запас СССР в вятском Спасо-Заозерье?

Её трудовая деятельность связана с работой в архивах. Фотографирование – давнее увлечение. Поначалу снимала пейзажи. Удачные работы выкладывала на страничках «ВКонтакте» и в «Одноклассниках».

Появились даже свои ценители. А однажды кто-то из них прислал ссылку на конкурс в Википедии под названием Wiki Loves Monuments: там приводился пространный перечень объектов культурного наследия, которые необходимо было заснять. И она взяла этот список за основу своей работы: отправилась с мужем по ближним и дальним сёлам вятской земли и стала снимать где-то полуразрушенные, а где-то уже восстанавливаемые храмы. За полтора года постоянных поездок таких запечатлённых церквей и часовен набралось уже более двухсот! И это не просто снимки, это настоящие «архитектурные портреты», как заметил один из знатоков.

Только факты

– У всех храмов, фотографии которых представлены в экспозиции, похожая судьба: былое величие, плачевное прошлое, очень трудное настоящее. И надежда! Надежда на будущее, – заметила на открытии выставки Елена Чудиновских. И привела такую статистическую справку: в 1914 году на территории Российской империи насчитывалось около 54 тысяч храмов и 25 тысяч часовен, 1025 монастырей. Семьдесят лет спустя, в 1987 году, в Советском Союзе оставалось только 6893 православных храма и 15 монастырей… Война с религией началась почти сразу же после революции 1917 года. Достаточно вспомнить Декрет об отделении церкви от государства, изъятие церковных ценностей в 1922 году в помощь голодающим, очень серьезный циркуляр 1929 года об усилении антирелигиозной работы, который вышел под грифом «Совершенно секретно». Вложила свою лепту в это разрушительное дело и «Главнаука», которая посчитала, что обязательной охране подлежат храмы и культовые здания, построенные исключительно до 1613 года. В более поздних сооружениях, возведённых с 1613-го до 1725 года, вполне возможны отдельные переделки. В храмах периода 1725 – 1825 гг. уже допустимы серьёзные перестройки. А построенные позже этого времени вообще нельзя считать памятниками архитектуры, следовательно, они и не должны охраняться. Поэтому к 1937 году от дореволюционного количества храмов оставалось немногим более половины. Несколько остановила процесс разрушения Великая Отечественная война. И это вполне понятно и объяснимо: в пору тяжёлых испытаний люди невольно тянутся к Богу, им нужна поддержка и опора. В своё время я писала статью о настроениях населения в начальный период войны. Использовала для этого архивные документы: политдонесения в областной центр, которые каждый день посылались из районов и содержали информацию о настроениях и разговорах людей. И вот в одном из таких донесений было написано: «В селе Корляковском работает церковь. За последние дни к ней началось прямо паломничество. Приходят сотни людей из разных районов, даже из Котельничского. Попы крестят по 60-90 детей в день. Районные власти при этом являются беспристрастными свидетелями…» Позже мне встретился доклад уполномоченного по делам Русской православной церкви от декабря 1944 года, в котором чиновник разъяснял идеологическим работникам на местах, почему стало возможным такое потепление в отношениях церкви и государства: «Когда 22 июня 1941 года немцы напали на Советский Союз, в тот же день Патриарх обратился к верующим с поддержкой всех мероприятий советской власти для отражения фашистов. Он призывал взять оружие и защитить страну. В деле открытия церквей большую роль сыграли церковнослужители в Москве и Ленинграде, а также на оккупированной немцами территории, так как эти священники занимались патриотической деятельностью… Недавно в Москве было награждено 15 священников медалью «За оборону Москвы». За то, что в тяжёлое для Москвы время они всё время находились на своих постах, а некоторые были даже начальниками команд ПВО. Они всё время призывали верующих к патриотической деятельности. Когда нависла угроза немцев над Москвой, они своими обращениями мобилизовали верующих на рытьё оборонительных сооружений. Собрали большое количество денег для Красной Армии. Большую роль священнослужители сыграли и в партизанском движении, а в настоящее время Патриарх обратился к духовенству, чтобы была оказана большая помощь фронту. Вот в связи с этими делами и пришлось признать, что в военное время к вопросам религиозных настроений нужно быть внимательными…»
Впрочем, в хрущёвские времена вновь вернулась прежняя политика запретов, вышло Постановление о запрещении паломничества к так называемым святым местам, которое практически остановило массовое паломничество в село Великорецкое. Ну а переломной датой стал 1988 год, когда праздновалось тысячелетие Крещения Руси: православные храмы с этого периода вновь стали восстанавливаться, возрождаться. Но, к сожалению, в вятских сёлах остаётся огромное количество забытых и заброшенных храмов, и архитекторы даже выносят заключения о том, что восстановить их невозможно. Чем дальше, тем больше этот процесс становится невозвратным. Что и прискорбно.

Село. Храм. Легенда…

На выставке «Возрождение храмов вятской земли» представлены 16 фотографий сельских храмов, которые успешно восстанавливаются силами священнослужителей, прихожан, волонтёров, предпринимателей. Это лишь малая часть богатого личного архива, собранного за последние годы Еленой Чудиновских во время поездок.

– Когда едем, ищем красоту! – рассказывает Елена Николаевна. – Многое памятно. Есть даже небольшой видеоролик о поездке в село в Спасо-Заозерье Зуевского района – совершенно заповедный край. На 2010 год в селе было всего два постоянных жителя. На средства местного фермера там возрождается Спасская церковь. И уже много сделано. Восстановлена кладка стен, заменена кровля, вставлены и застеклены окна. Активно помогают в работе жители соседних населённых пунктов. Добавлю интриги: существует легенда, что в годы Великой Отечественной войны в это село Спасо-Заозерье было вывезено тело Ленина и помещено именно в Спасскую церковь. Не в Тюмень, как принято говорить, а именно в Спасо-Заозерье. Охраняли тогда эту церковь мрачные крепкие мужики, которые всем приходящим говорили, что они местные лесорубы. Более того, поговаривали, что якобы вместе с телом Ленина туда был вывезен и золотой запас СССР. И специально для этого к селу в кратчайшие сроки была выполнена дорога-бетонка. Вот такая легенда… Есть очень интересный храм Успения в селе Нестино Сунского района. Там сохранилась прекрасная живопись, выполненная по образцам художника Виктора Васнецова. Но храм в совершенно заброшенном состоянии. Если приехать летом, его можно даже не увидеть: со всех сторон он зарос деревьями и кустарником. Но заходишь внутрь храма и останавливаешься пораженный. Живопись великолепная, но всё больше и больше осыпается… Или село Жёлтые Верхошижемского района. Прочли мы предварительно, что церковь там построена по проекту знаменитого архитектора Константина Тона, автора проекта храма Христа Спасителя в Москве. Тоже интрига – хочется посмотреть. Но приезжаем – там и села-то нет. И церкви нет. Все разрушено… Жаль, что рушится такая красота.

* * *

Как бы то ни было, цель у Елены Николаевны сегодня благая, конкретная: осмотреть все старинные храмы на территории Кировской области, все их сфотографировать. А потом собранный материал издать. Будет это альбом, энциклопедия или справочник – пока не решено. Время подскажет.

– Творчество Елены Чудиновских – это распахнутое окно в настоящий мир вятского села, – сказал на открытии выставки настоятель Троицкого храма села Медяны Юрьянского района протоиерей Андрей Дудин. – Это мир, в который можно заглянуть и увидеть там, может быть, некое откровение. А, может, даже поскорбеть, погоревать вместе со старшим поколением. Впрочем, это непременно и взгляд в будущее: все мы живем верой и надеждой на то, что со временем вятское село вновь будет и богатым, и сильным…



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.