Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Как гитара Высоцкого попала в Киров

Как гитара Высоцкого попала в Киров

«Сам я вятский уроженец»

Владимир Высоцкий в Кирове никогда не был. Хотя и исполнял песню «Сам я вятский уроженец», авторство которой некоторые интернет-сайты сегодня приписывают именно Владимиру Семёновичу.

На самом деле хит – народный. До Высоцкого его пели во дворах и на сходках картёжников. Были разные варианты текста и разные песенные продолжения этой истории про то, как вятский уроженец «всю Россию объехал, даже в Турции бывал».

Бард тоже изъездил страну вдоль и поперёк. Наверняка собирался и на Вятку, ведь в нашем городе у него были хорошие знакомые и люди, готовые организовать концерт. Но не успел.

Вятский музей барда

Много лет творчество Владимира Высоцкого исследовала кировчанка Зинаида Лихачёва. Она не только кропотливо собирала фотографии и документы, но и вела переписку с мамой Владимира Семёновича. В 1980-х сообщила ей о планах создать на Вятке музей барда. А в ответ получила полную поддержку: в Киров Нина Максимовна отправила гитару, с которой сын выступал в Театре на Таганке. А также другие памятные вещи, напоминавшие об авторе-исполнителе. Например, пиалу из набора, который барду подарили во время гастролей в Самарканде.

На встречу с партработниками – в джинсах

Был знаком с Высоцким и бывший губернатор Кировской области Владимир Сергеенков. В 1970-е он организовывал закрытую встречу кумира с партийными и профсоюзными работниками в Москве. Владимир Нилович вспоминал, что на встречу бард пришёл в джинсах, рубашке с коротким рукавом и с гитарой. Высоцкий отвечал на вопросы, пел, а затем неожиданно согласился поужинать вместе с организаторами мероприятия. После встречи в записной книжке Сергеенкова появилась одна из фраз, которую произнёс Владимир Семёнович и которую захотелось запомнить и осмыслить: «Поэзия – это не ремесло, а призвание. Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Обращаются к нему с просьбой выполнить непростую задачу, понимаемую как долг. Голос совести не позволит поэту отсидеться в стороне, сделав вид, что происходящее всего лишь обычная суета сует. Поэтому нельзя считать поэтом просто пишущего человека, который не прибавил к зрению своего читателя чуточку дополнительной зоркости».

Кировские в оцеплении

Когда в Москве хоронили Владимира Семёновича в оцеплении стояли кировские милиционеры. В столицу их отправили охранять порядок во время Олимпиады-80, но пришлось принять участие и в скорбном мероприятии. Стражи порядка вспоминали, что проститься с бардом пришло столько людей, что сдержать толпу (которая, кстати, вела себя очень корректно – никто не толкался и не рвался) было сложно. У одного из вятских, по его признанию, к вечеру вся спина в синяках была.

На прощание с Высоцким из Кирова собирался поклонник его творчества – поэт и журналист Валерий Фокин. Выехать в Москву не получилось, а вот своё стихотворение, посвящённое Владимиру Семёновичу, он отправил через друзей – продиктовал по телефону.

В одном из окон Театра на Таганке стояли гитара барда, его фото и сообщение о смерти. К этому окну люди приклеивали свои записки с признаниями в любви и обещанием помнить. Оказались на стене и стихи Фокина: «От боли внезапной сожмутся, застыв, миллионы сердец, ведь струны гитарные рвутся, когда умирает Певец».

Записки со стен постоянно убирали – так много их было. При этом все признания не выбрасывали, а бережно сохраняли. Когда через несколько лет Валерий Фокин отправился в командировку в столицу и заглянул в Театр на Таганке, там ему показали четыре коробки, доверху заполненные посланиями. Оказались среди них и стихи Валерия Геннадьевича – позже они были включены в сборник, в котором опубликовали все тексты записок со стены театра.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.