Главная > Без рубрики > Выбор редакции > На чей карман работает «Куприт»?

На чей карман работает «Куприт»?

В кировских СМИ и на интернет-ресурсах вновь началась критика регионального оператора. В том числе и подозрения власть имущих в личных и меркантильных интересах от работы этой госкомпании, а также подрядчика по транспортировке АО «Вятавтодор». Разберёмся.

Исторически 64,4% акций регионального оператора по обращению с ТКО (бытовым мусором) принадлежали муниципалитету – городу Кирову. Остальные 35,06% акций принадлежали некоему ООО Институт «Гражданпроект-ВКХ». Его собственник на три четверти – депутат Кировской гордумы Михаил Шихов, бывший директор и фактический владелец ООО «САХ». Предприятие несколько лет назад стало инвестором скандально известного полигона в Осинцах (который начали строить ещё в период губернаторства Белых, несмотря на протесты жителей), но передало землю и документы для его строительства компании «Центральный полигон», зарегистрированной аж в Ярославле.

Последнюю возглавлял Александр Хорошавцев – бывший сотрудник правоохранительных органов (считай, чиновник), позже сотрудник охраны на тогда ещё «голофаевском» «Машзаводе 1 Мая». Где, вероятно, познакомился и стал бизнес-партнёром Шихова, возглавлявшего одноимённый с заводом Торговый дом.

Не кажется ли странным, что бывший госслужащий со своей зарплатой вдруг стал владельцем бизнеса с автобусами (а это около 70 единиц техники, принадлежащей частной фирме), мусоровозами и зданиями?

Считается, что Александр Иванович – соучредитель или руководитель многих подконтрольных г-ну Шихову компаний по вывозу мусора, таких как ООО «ВЭК», «КУУ», «КДУ-3»… А также собственник части акций «Гражданпроект-ВКХ». Таким образом, получается, что последний владел в «Куприте» долей в 12, а Шихов – в 27 с лишним процентов?

Напомним, в 2017 году Кировская гордума проголосовала за распродажу акций тогда ещё муниципального предприятия, и нетрудно угадать, кто стал бы первым покупателем. Однако бывший глава администрации Илья Шульгин спутал карты: «Куприт» и другие крупные предприятия убрали из плана приватизации. А уже через полгода АО выиграло конкурс на статус регионального оператора по обращению с ТКО… и с огромными деньгами соответственно. Тогда предприятие возглавил Игорь Крысов, который, как и его заместители, вероятно, был тесно связан с Шиховым, входившим в совет директоров.

В принципе это казалось тогда логичным: у депутата-бизнесмена были предприятия с работниками и машинами, ремонтные мастерские, все контейнеры, строящийся мусорный полигон недалеко от Кирова и Слободского под деревней Осинцы. Полигон был внесён в территориальную схему обращения с отходами и был в своём роде единственный для приёма мусора от областного центра. Правда, с правовой загвоздкой в виде близости к аэродрому в Порошино, из-за чего его работа была запрещена судебными решениями. Есть версия, что в тяжбах с ДОСААФ был частный интерес: выгнать аэродром и отнять землю под застройку. Но это другая история.

Бизнес-интересы расширялись и за три года «монополисты» завладели ещё одной компанией – ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов», имеющей полигон, технику и контракты на вывоз мусора в городе Слободском и Слободском районе. Предыдущий собственник по какой-то причине ушёл из этого бизнеса.

От мусорной империи к порядку

У «Куприта» до начала 2021 года своего не было почти ничего, да и сам региональный оператор фактически плясал под дудку частной компании. И, казалось, всех это устраивает.

Практически весь рынок вывоза отходов был монополизирован. На транспортировку ТКО в 2019 году были заключены четыре договора на общую сумму чуть более 1,5 млрд рублей. Три договора на 1,38 млрд рублей достались названным выше фирмам ООО «ВЭК» и «КДУ-3». «ВЭК», в 2018 году бывшее убыточным, в 2019-м получило прибыль в размере 71 млн рублей при выручке в 541 миллион. Для «КДУ-3» год выдался ещё более удачным: при выручке в 844 миллиона его прибыль составила 261 миллион.

Зато обратный эффект от сотрудничества имел «Куприт»: по итогам 2019 года при выручке в 2 млрд рублей предприятие получило убытки в размере 7,7 миллиона. В 2020-м 2,2 млрд и 51 млн соответственно. К 2020 году долги регоператора выросли до более 500 млн рублей. При миллиардных оборотах…

В госзакупках на 2020 год ситуация не изменилась. Подконтрольным компаниям отдали на освоение 1,5 млрд рублей из почти 1,7 млрд. В декабре 2020-го Игорь Крысов заключил контракт на вывоз отходов с «КДУ-3» по цене кубометра в 419 рублей (на общую сумму 867 млн). Но чуть позже новый гендиректор Рустем Хамидуллин подписал новый договор, по которому «Куприт» стал субподрядчиком названной фирмы, и та могла выставлять ему штрафные санкции на миллионы рублей. При этом цена вывоза одного куба мусора снизилась на 28% – до 301 рубля.

Кроме того, существовавшая тогда система учёта транспортировки отходов позволяла подрядчикам требовать оплаты за кубометры мусора, которые вычислялись просто по объёму контейнера, а не по реальной его загрузке. То есть полный контейнер или полупустой – цена одна. Расчёты были за «перевёрнутый стаканчик»: так называли между собой контейнеры. «Стаканчиков» ставили по принципу «чем больше, тем лучше», ведь оплата зависела от числа выгруженного на полигоны количества контейнеров.

Так, по данным проверки, организованной в 2021 году новым руководством компании, с января по август предыдущего года на полигон в Осинцах транспортом «КДУ-3» якобы было доставлено 835 тыс. кубометров отходов, а к оплате, как утверждают источники, предъявлено за более 1 млн. Ущерб от приписки более 185 тысяч кубометров мусора, получается, равен не менее 77 млн рублей.

Деятельностью мусорного оператора заинтересовалась ФАС. После проведённых проверок в сентябре 2019 года региональная служба по тарифам вынесла решение о снижении тарифа на ТКО на 15,7%. Кроме того, АО «Куприт» получило предписание исключить из годовой валовой выручки 269,1 млн рублей в части расходов на транспортировку мусора и 87,2 млн в части его захоронения.

Позже решения ФАС были обжалованы, но устояли в судах второго круга. Тариф у регоператора снизили, однако расчёты с перевозчиками (КДУ, ВЭК) уже были произведены Крысовым и Хамидуллиным. Деньги не вернуть, за радость частников заплатило население области. Куда ушла «сверхприбыль»? На заказные статьи или личное обогащение??? Остаётся догадываться. В общей сложности за 2019–2020 годы «Куприт» создал искусственную задолженность перед фирмами более чем в 500 млн рублей. В то же время проверка соблюдения подрядчиками условий договоров по вывозу отходов в 2019–2020 годах, проведённая нынешним руководством АО «Куприт», выявила факты неприменения штрафных санкций на куда большие суммы.

За всех в ответе

Конечно, выход регионального оператора из частной «мусорной монополии» дался нелегко: все помнят неспроста возникший мусорный кризис января прошлого года, когда «Куприт» и «Вятавтодор» внезапно остались без своих машин и даже схемы размещения контейнеров «КДУ-3» по городу Кирову. Ушаты критики лились из СМИ и соцсетей непрерывно, деморализуя регоператора и на радость «бывшим владельцам бизнеса». Но со стороны регоператора и правительства региона были приложены все усилия, чтобы нормализовать ситуацию. Были и обращения в УФАС от прежних подрядчиков, пусть безуспешные, а на торги без перспектив сверхприбылей жалобщики даже не заявились.

Впрочем, прецедент с внезапным исчезновением контейнеров ранее был (вспоминаем мусорный коллапс в начале 2017 года), что заставило принять ряд глобальных управленческих решений в следующие годы.

Риски для жителей региона слишком велики, поэтому началась системная работа правительства в данной отрасли. Так, в конце 2020-го – начале 2021 года, накануне смены подрядчика по вывозу ТКО, были закуплены или взяты в аренду контейнеры, а также закуплены мусоровозы. И это во многом облегчило выход из ситуации.

До передачи контрольного пакета акций компании облправительству региональный оператор фактически не был готов к имеющемуся объёму работ, утверждает его нынешний гендиректор Эдуард Патрушев. В 2020 году у «Куприта» было пять мусоровозов (теперь 35 и 4 мультилифта). Все ресурсы регоператора задействованы в работе по транспортированию отходов в Кирове и в ряде районов области.

– После передачи акций «Куприта» в собственность области у предприятия появилась возможность создавать дополнительные рабочие места, – говорит Патрушев. – В 2020 году в его штате числилось 154 работника, фактическая численность компании на сегодняшний день – 327 человек. В деньгах из-за увеличения штата простые сотрудники не потеряли: средняя зарплата водителей мусоровозов в прошлом году составляла 58000 рублей против 31000 в 2020-м. Более чем на 100% увеличились налоговые поступления в бюджет: в 2021 году компанией уплачено 165 миллионов рублей налогов, в 2020-м – только 72 миллиона.

С начала 2021 года регоператором утверждены новые нормативы накопления отходов, их транспортировку начали учитывать в тоннах – по результатам измерений на пунктах весового контроля на полигонах. В результате пересчёта затраты на транспортирование в тарифе сократились на 200 миллионов рублей, а тариф снизился на 7,4%. Предприятие стало безубыточным. Контейнерный парк «Куприта» вырос практически с нуля до более 9000. Но нужно ещё более 6000 для обеспечения районов. И над этим сейчас работают.

Авторы критики по поводу якобы госмонополии на вывоз мусора умалчивают либо не в курсе, что уже в прошлом году «Куприт» и «Вятавтодор» не были единственными перевозчиками. Кировская область уже в прошлом году была поделена на семь лотов для привлечения малого и среднего бизнеса к работе по вывозу ТКО. Ибо антимонопольное законодательство велит отдавать таким предприятиям не менее половины рынка услуг. Отдали 57%. Участки для сбора и вывоза мусора сформированы, исходя из территориальной схемы обращения с отходами, а также удалённости мест накопления от объектов размещения ТКО. Что создаёт равные условия для перевозчиков в каждом районе. Но за качество работы каждого отвечает именно «Куприт», а после разбирается с ними.

Область имеет высокий разброс населённых пунктов по протяжённой территории при низкой плотности населения. Двумя даже мощными госпредприятиями обеспечить услугу для 94% населения было бы крайне тяжело. А плата начисляется автоматически – надо отрабатывать или возвращать (такое тоже случалось).

В этом году первый лот выиграл «Жилкомфорт», второй – РусЭко 43», ещё два – «Вятавтодор», шестой лот – за компанией «Чистоград», седьмой – за «ТБО Сервис». Последний привлёк на субподряд вышеназванную «КДУ-3»: ничего личного. Все победители имеют на счетах не менее 20% от суммы лота или в виде банковской гарантии – чтобы на торги заявлялись не условные «Рога и копыта» без денег, техники и людей, а предприятия, способные работать.

Причём по закону «Куприт» может отторговать оставшуюся за ним часть территории или осуществлять вывоз отходов самостоятельно, поэтому на субподряде с ним в Кирове работают «Интехсервис» и «Теплодом», в Оричевском районе – ОМУ АТП «Оричевское», а в Орлове – «Предприятие объединённых котельных».

Совершенствование системы обращения с ТКО продолжается, в чём прямо заинтересовано руководство области. Продолжается строительство инфраструктуры – контейнерных площадок, дорог к ним, а также создание системы по раздельному сбору отходов, строительство экопунктов для их сортировки и отправки во вторсырьё. В Кирове и Кирово-Чепецке уже более 10 таковых, в работе активно принимают участие общественники. В «Куприте» появилась должность заместителя по этому направлению, которую занял бывший критик «мусорной реформы» Валерий Семенищев. Активно в этой работе при поддержке правительства области участвуют экологи-общественники, организации и движения.

Да, проблем много, но дорогу осилит идущий. Продолжение следует…

Комментарии

Алла Албегова, министр охраны окружающей среды:

– Реформа обращения с ТКО не ограничивается организацией транспортировки и складирования мусора. Его надо сортировать, перерабатывать, а также ликвидировать существующие свалки в рамках нацпроекта «Чистая страна». За последние годы число полигонов сократилось почти в полтора раза. С января этого года возобновилась работа полигона в Осинцах, обслуживаемого ООО «Центральный полигон». «Вятавтодором» построен новый полигон в Шабалинском районе. За последние годы ликвидировано порядка 300 мелких поселковых свалок. В рамках нацпроекта «Экология» до 2024 года запланирована рекультивация в Кирове (Костинской), Омутнинске, Лузе, Малмыже. На свалке в Слободском завершится рекультивация до конца этого года, а в Вахрушах эта работа закончилась ещё в 2019 году. Предполагается строительство мусоросортировочных предприятий: завода и пяти станций. Это позволит к 2030 году обрабатывать весь мусор, производимый в области.

Анастасия Скурихина, депутат ЗСКО, экоактивист:

– За последний год структуры, которые отвечают у нас за работу с отходами, в частности «Куприт», сделали на порядок больше, чем за предыдущие пять лет. В корне поменялось отношение к взаимодействию с общественными структурами. Благодаря финансированию регоператора мы расширили работу нашего экоцентра, отремонтировали помещения, где мы проводим лекции, семинары и практические занятия по раздельному сбору отходов.

Максим Михайлов, руководитель региональной службы по тарифам:

– Более 90% расходов регионального оператора, учитываемых в тарифе, – это транспортировка отходов, в основном с помощью автоперевозчиков, а также складирование мусора на полигонах. Остальное – его собственные расходы. В 2020 году произошли изменения в законодательстве, были пересчитаны нормативы накопления ТКО, учёт мусора и расходы перевозчиков. Это сделало тарифы прозрачными и более выгодными для населения.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.