Главная > Культура > Научить режиссуре нельзя

Научить режиссуре нельзя

Маленький Володя с детства мечтал быть Сергеем Лемешевым. Впрочем, в те довоенные годы оперный певец Большого театра был кумиром миллионов. Отец Володи, Николай Степанович, тяжело раненный в первые месяцы войны, пролежав в госпитале и вернувшись домой, вдруг резко сменил свою профессию. Вместо работы начальником цеха на Горьковском металлургическом заводе он возглавил Уфимское республиканское концертно-эстрадное бюро.

Видя успехи Бучина-старшего, республиканское управление культуры предлагает ему возглавить КЭБ в другом городе. На семейном совете решают ехать в Киров.

16-я школа, куда попал учиться Володя, славилась своими талантами. В то время он уже работал (в прямом смысле этого слова, получая гонорары за свой дикторский труд) на областном радио. Юного диктора «нашла» на одном из школьных вечеров журналист областного радио Алевтина Алексеевна Зыкова и пригласила его вести в прямом эфире детские передачи. Учителем Володи стала «звезда» областного радио того времени Мария Хохрина, а коллегами – Виктор Шерстнёв, Лилия Лиханова.

После неудачной попытки стать военным Володя поступает актёром в областной драматический театр на массовки и «кушать подано». Пишет рецензии на спектакли в газету «Кировская правда». Первым его редактором становится Константин Верхотин, заведующий отделом культуры газеты.
Литература всё сильнее влечёт Владимира Бучина. И он, уже не раздумывая, поступает на историко-филологический факультет Кировского государственного педагогического института. Играет в студенческом театре под руководством актёра театра драмы Николая Налигацкого. А позднее создаёт свой студенческий театр миниатюр. Пишет сценарии для студтеатра и телевидения, ставит спектакли на студенческие темы вместе со своим однокурсником Феликсом Фридманом – институтским красавцем, спортсменом, а позднее – журналистом областной молодёжной газеты «Комсомольское племя» и общественно-политической – «Кировская правда».

Когда студенческий театр приглашают на местное ТВ участвовать в «Студенческой весне», Владимир «заболевает» телевидением. И, окончив вуз, в сентябре 1960 года по рекомендации Михаила Кублановского, первого главного режиссёра комитета по ТВ и РВ Кировского облисполкома, начинает работать помощником режиссёра.

Что представляло тогда Кировское ТВ? Пять редакторов, четыре режиссёра, шесть помощников, два оператора и… громоздкая телевизионная техника. В 1962 году телевидение получило первую передвижную телевизионную станцию (ПТС). Радости не было предела. В 1968 году Владимир Бучин оканчивает режиссёрский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.

Он считает, что научить режиссуре нельзя. Это огромное искусство. Самое главное качество режиссёра, по мнению Владимира Николаевича, умение работать с людьми. Важно иметь способность создавать творческую атмосферу.

Расцвет Кировского телевидения пришёлся на 70–80-е годы. В комитете по ТВ и РВ трудилось почти 300 человек. Объём работы был просто огромным. Многие передачи создавались для показа по Центральному телевидению и высоко оценивались.

В основном это заслуга Геннадия Тимофеевича Фокина, председателя комитета. Его главным желанием было сделать на ТВ ещё и фильмопроизводство. В 1974 году после 10 лет работы в комитете он возглавил общественно-политическую газету «Кировская правда». В 1975-м Кировская студия телевидения, возглавляемая председателем комитета Михаилом Ивановичем Кощеевым, стала официально фильмопроизводящей студией, 14-й в стране из 89.

Хотя и до этого года Владимир Николаевич Бучин, ставший в 1970-м уже главным режиссёром ТВ, снимал для Москвы телефильмы. Это были ленты о вятских людях, об уникальных промыслах – дымковской игрушке, капокорне, о разведении пушных зверей, о культуре и спорте.

Научить режиссуре нельзя
На съёмках фильма “Поющие краски” (1985 г.) с мастерицей Лидией Фалалеевой.

О каждом из своих 60 снятых фильмов он готов рассказывать часами. «Кожемякин – брат Кожемякина», «Поющие краски», «Природа и фантазия», «Пушистая радуга», «Лайка», «Кистью и резцом», «Олимпийцы с нашего двора», «Стреляющие лыжники» и другие. Причём сценарии для многих его фильмов, рецензии на них писали журналисты газеты «Кировская правда», вятские писатели. Кинокартины были отмечены почётными призами и наградами на многих всесоюзных и всероссийских фестивалях. А сам Владимир Бучин удостоен звания заслуженного работника культуры РФ, отличника телевидения, лауреата областных премий.

– Так получилось, что телевидение – это вся моя жизнь, – говорит Владимир Николаевич. – Здесь 40 лет проработала режиссёром жена Людмила. Дочка Татьяна – талантливый журналист и преподаватель университета. Старший внук Антон, с красным дипломом окончив факультет журналистики, сегодня учится в магистратуре в Питере – мечтает стать кинодраматургом. Младший, тринадцатилетний Иларион, уже снимает свои фильмы. Так что жизнь продолжается…

Фото из личного архива В. Н. Бучина



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.