Главная > Интервью > Светлана Фадеева: “Бороться с управляющей компанией? Иногда приходится”

Светлана Фадеева: “Бороться с управляющей компанией? Иногда приходится”

Впрочем, надо признать: граждане в последнее время стали достаточно грамотны. Активно используя доступные нормативные источники, они порой сами производят расчёты платежей за коммунальные услуги. И нередко приходят к однозначному выводу, что тарифы установлены слишком высокие, а начисление выполнено неправильно. Отсюда и отношение населения к работе управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций не простое, а нередко и весьма негативное.

Но это мнение рядового гражданина. А что происходит в жилищно-коммунальном хозяйстве с точки зрения судебной системы? По-прежнему многие управляющие компании балансируют на грани банкротства или положение дел не столь плачевно? Об этом наш разговор с заместителем председателя Арбитражного суда Кировской области Светланой ФАДЕЕВОЙ.

– Думаю, некоторое понимание к управляющим компаниям всё же начинает приходить. Понимание, что они работают для людей и за деньги людей, – высказывает своё мнение Светлана Витальевна. – Хотя управленцы тоже находятся в довольно стеснённых условиях. Эти условия связаны с низкой платёжеспособностью населения. Кроме того, у нас несовершенное законодательство: речь не о законах, а о правилах взаимоотношений между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, между УК и гражданами. Правительство пытается эти правила прописать, усовершенствовать, но получается не всегда. Потому и начинаются самостоятельные, на свой страх и риск, поиски выхода из тупиковой ситуации.

Первая схема, которая в областном центре существует уже несколько лет, – создание новых управляющих компаний на основе уже существующих. Возьмём известную Управляющую компанию Ленинского района города Кирова. В её управлении находилось много домов. Но, когда задолженность стала очень большой, была создана новая – Управляющая компания Ленинского района. Уже без слов «города Кирова». И эта УК при ежемесячно предъявляемых 100-миллионных претензиях начала постепенно рассчитываться с долгами. Соответственно и суд начал прекращать судебное производство. На сегодня получены отказы от исков к «ленинцам» со стороны Кировской теплоснабжающей компании (КТК) по сентябрь 2016 года включительно. Следовательно, за этот период управляющая компания Ленинского района полностью закрыла долги. Сейчас на рассмотрении суда находятся дела с октября прошлого года. Там тоже большие претензии – более 100 миллионов рублей в месяц. Но, к сожалению, ситуация и здесь начинает постепенно пробуксовывать – управляющая компания Ленинского района уже заявила несогласие с предъявленными исками.

– А какова судьба управляющей компании Ленинского района города Кирова?

– В отношении компании возбуждено дело о банкротстве. 16 марта арбитражный суд ввёл процедуру наблюдения. Кстати, с обращением в суд в отношении этой УК выступила обслуживающая организация, которая фактически и занималась содержанием домов. Началось формирование реестра кредиторов, куда, вероятно, войдут и ресурсоснабжающие организации. С таким заявлением уже обратилось АО «Газпром газораспределение Киров». Хотя опыт рассмотрения дел о банкротстве показывает, что все требования кредиторов удовлетворить невозможно.

– Сумма долга перед заявителем большая?

– Два с половиной миллиона. Но постоянно поступают требования о включении в реестр новых кредиторов. Следовательно, и сумма увеличивается.

– Но я слышал о задолженности в 400–500 миллионов рублей.

– Это претензии ресурсоснабжающих организаций. Так, на рассмотрении суда находятся претензии к управляющей компании Ленинского района за четыре месяца, начиная с октября 2016 года. Умножьте 100 миллионов долга на каждый месяц. Вот и получится 400 миллионов. А у управляющей компании Октябрьского района не погашен весь 2016 год. Умножьте 70 миллионов на 12 месяцев – уже за 800 миллионов рублей получается.

При этом управляющая компания Октябрьского района города Кирова упорно сопротивляется процессу взыскания своих долгов. Её деятельность – яркий пример крупных жилищных конфликтов.

– Как проявляются эти конфликты?

– Например, жители ряда домов в городе Кирове неожиданно получают разом две квитанции на обслуживание. Почему? Приходит некая новая управляющая компания и заявляет: «Теперь я буду вас обслуживать. И обслуживать лучше…» Жильцы проводят собрание, оформляют результаты. Но следом приходит старая УК: «Ничего подобного. Как управляла, так и буду управлять…» Так старая и новая управляющие компании входят в спор, в том числе судебный. На сайте государственной жилинспекции есть специальный раздел, куда включены спорные дома. Непонятно, в чьём управлении они находятся. И часто это определяется только в судебном порядке.

Представляете, в какой ситуации находится гражданин? Как он должен определить, не имея правовых знаний, кому в итоге платить? Хотя сами управленцы при этом улыбаются: мол, дом теперь под двойным обслуживанием.

Результатом таких жилищных конфликтов является невозможность управлять домом из-за отсутствия технической документации. Когда УК не хочет передавать жилой дом, она эти документы просто не отдаёт. Ещё в прошлом году мы получили целую серию дел о взыскании неосновательного обогащения. Когда старая управляющая компания собрала деньги с населения, но управлять уже перестала.

– Но вернёмся к управляющей компании Октябрьского района.

– У этих управленцев практически не оплачен весь 2016 год. Не оплачено отопление, горячее водоснабжение. Это порядка 70–80 миллионов рублей в месяц. Более того, мы получили от КТК заявление о понуждении управляющей компании Октябрьского района к заключению договоров. Понуждение – такой способ защиты, когда сторона обращается в суд и говорит: «Заставьте нашего делового партнёра заключить договор…»

Понятно, что нужны веские основания. У нас же выходит, что управляющая компания Октябрьского района получает теплоснабжение для населения, не имея договора с ресурсоснабжающей организацией. Впрочем, это не значит, что не надо платить по счетам. Поэтому мы регулярно рассматриваем дела о понуждении к заключению таких договоров.

Кроме того, в отношении УК Октябрьского района подавалось заявление о признании её банкротом. Большой долг сложился перед Кировскими коммунальными системами за сентябрь – октябрь 2015 года. И он был взыскан решением суда – практически 25 миллионов рублей. Управляющая компания Октябрьского района, очевидно, изыскала эти миллионы, погасив задолженность. Поэтому суд отказал во введении наблюдения.

– А есть встречные претензии – от управляющих компаний к ресурсоснабжающим организациям?

– Есть. Когда Государственная жилищная инспекция рассматривает проблемные дела, она нередко привлекает к административной ответственности не только УК, но и ресурсоснабжающие компании. За что? За ненадлежащее качество ресурса. Не секрет, что температура теплоносителя бывает ниже нормы, и люди вынуждены жить в домах, где температура зимой 4–5 градусов. Или когда теплотрассы очень долго ремонтируют, и люди продолжительное время живут без горячей воды. Хотя есть нормативные сроки отключения, установленные законом.

– У крупных организаций в управлении сотни домов, у небольших УК на порядок меньше. Что лучше?

– Наверное, лучше, когда управлением занимается хороший хозяин. Всё остальное – детали.

Много договоров на тепло-, водо- и электроснабжение заключено непосредственно с товариществами собственников жилья (ТСЖ). За спиной этих ТСЖ уже появилась реальная защита. В лице юристов, бухгалтерии или службы начислений, которые пытаются работать по закону. Защищают права собственников. Хотя раньше ТСЖ пребывали в ужасном состоянии. С них что-то взыскивали, но задолженность в итоге всё равно росла. Возникали проблемы при подключении. Сейчас ТСЖ повышают грамотность, заботятся о своём будущем. Такая тенденция очень отрадна. Люди наконец поняли, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если сам не будешь участвовать в этом процессе, махнёшь рукой на ЖКХ, непременно найдётся тот, кто воспользуется таким безразличием.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.