Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Юрий Башмет: «Музыка – это всегда импровизация»

Юрий Башмет: «Музыка – это всегда импровизация»

В Вятской филармонии выступил камерный ансамбль «Солисты Москвы» (0+) под руководством дирижера Юрия Башмета.

Последний раз «Солисты…» приезжали в Киров в 2007 году. И вот сейчас, в юбилейном концертном сезоне филармонии, кировчане снова смогли услышать шедевры мировой классики в формате «Музыкального путешествия» – так называлась программа, с которой приехал ансамбль. Зал был более чем полон. Билеты на «музыкантов Юрия Башмета» разлетелись в считанные дни. За три недели до концерта купить их было уже невозможно…

В коротком (практически блиц) интервью Юрий Абрамович ответил на вопросы «КП». В чём секрет популярности «живой» музыки в наши дни, почему скрипка Страдивари не всегда звучит так, как хотелось бы, и как изменились кировские дороги – в нашем материале.

О кировских дорогах

– Мы были в Кирове 15 лет назад. Это был первый крупный проект, связанный с юбилеем, – нам было 15 лет. Сейчас нам 30, и мы снова с вами. И наш кировский концерт – снова часть большого гастрольного тура по всей стране.

На прошлой пресс-конференции самый популярный вопрос был про дороги. А в этот раз по пути из аэропорта я не заметил ям. Дороги однозначно стали лучше

О том, почему одна и та же музыка всегда звучит по-разному

– Одно и то же музыкальное произведение всегда исполняется немного по-другому. Потому что материал, из которого состоит музыка, звук, не может быть одинаковым утром и вечером, сегодня и завтра. Есть скелет, конечно, но музыка – это всегда импровизация. И так, как сейчас, она может звучать только сегодня и больше никогда. В этом, видимо, секрет того, что «живые» концерты не потерялись, что они до сих пор актуальны.

Меняется даже запись, сделанная 20 лет назад. Хотя я думаю, что это немного лукавство, потому что меняемся мы, наше восприятие. А запись – это уже документ. И, как говаривал Давид Федорович Ойстрах, документ, который с годами становится обличительным.

О талантах и «Русском танце»

– Музыка – это своеобразный обмен энергией, хоть это слово мне и не очень нравится. Публику не обманешь. Если играть спустя рукава, есть большая опасность погубить будущего Чайковского или Моцарта.

В России очень много талантливой молодёжи. Вот – один из ярких ее представителей – наша скрипка, которая сегодня солирует. Вы услышите пьесу Петра Ильича Чайковского «Русский танец», которая в свое время вошла как дополнительный номер в «Лебединое озеро». Это было связано с тем, что в России шла война с Турцией, и для поддержания русского духа он сочинил эту пьесу. Сегодня она не менее актуальна.

О Страдивари и «китайцах»

Старинные инструменты лучше? Я не так категоричен. Конечно, есть знаменитые бренды, если говорить про скрипку – это Страдивари, Амати, Гварнери… Но есть такая примитивная поговорка у музыкантов – не имей Амати, а умей играти. И это главное.

Наш лучший альтист играет на альте, который подарил мне современный мастер. И у него очень красивое звучание.

Другой пример. На прошлой неделе мы давали два концерта в Сочи. Смотрю – у нашего скрипача какая-то красная скрипка, я её раньше не видел. А он говорит: «Я знаю, какой климат в Сочи – сырость, жара… И заказал себе китайскую скрипку современную за 4 тысячи 600 рублей». Сейчас мы шутим, что «китаец» оказался лучше брендового инструмента. Хотя это, конечно же, не так. Просто современные инструменты – более здоровые, не так реагируют на погоду, на зал…

Страдивари опасен тем, что он сложен даже для очень хороших исполнителей. Сложен тем, что у инструмента настолько мощное своё лицо, что не у многих получается дружить с ним.

У меня есть один такой среди моих смычков. Тембр звука, удобство – потрясающие, он очень дорогой. Но я играю обычной «палкой», купленной очень давно за 12 восточных марок. Не тысяч, а марок! Обычный смычок, ничего особенного. Но я им руковожу, он мне подчиняется, выдаёт разные краски звука. А дорогой… Он благородный, у него очень красивый тембр, но сделать с ним практически ничего нельзя. Как играет, так играет. И зачастую то же самое со Страдивари.

Это интересно

5 фактов про ансамбль «Солисты Москвы»

  1. Юрий Башмет создал камерный ансамбль «Солисты Москвы» в 1986 году. В 1992-м коллектив принял решение остаться во Франции. Тогда Юрий Башмет набрал новых музыкантов из числа выпускников и студентов Московской консерватории.
  2. Сегодня в репертуаре ансамбля – более 350 композиций отечественной и мировой классики: от Баха и Моцарта до Шнитке и Денисова.
  3. В 2008 году ансамбль «Солисты Москвы» стал лауреатом юбилейной 50-ой премии «Грэмми». Об этом Юрий Башмет узнал по звонку президента РФ Владимира Путина.
  4. «Солисты Москвы» давали концерты на подводной лодке во Владивостоке, на военном крейсере «Петр Великий», на станции метро «Маяковская» в Москве, на космодроме Байконур и на крайней точке России на северо-востоке – в Анадыре.
  5. «Солисты Москвы» стали первым ансамблем, который дал концерт на легендарных скрипках Амати, Страдивари, Роджери и Гварнери. Для этого музыкантам предоставили раритеты из Государственной коллекции музыкальных инструментов.

Юрий Башмет: «Музыка – это всегда импровизация»

Юрий Башмет – выдающийся альтист и дирижер, педагог, народный артист СССР и России, лауреат Государственных премий СССР и РФ, премии «Грэмми», член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Альтистом стал по воле случая – в «скрипичном» классе не хватило мест. В 1972 году приобрел альт XVIII века итальянского мастера Паоло Тесторе, а с 1976-го начал давать концерты. В 1985-м впервые сел за пульт дирижера, заменив своего друга Валерия Гергиева на концерте во Франции. Семья у Юрия Абрамовича тоже музыкальная. Супруга – скрипачка Наталья Башмет, дочь играет на пианино, а сын освоил рояль и флейту.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.