В Вятской филармонии выступил камерный ансамбль «Солисты Москвы» (0+) под руководством дирижера Юрия Башмета.
Последний раз «Солисты…» приезжали в Киров в 2007 году. И вот сейчас, в юбилейном концертном сезоне филармонии, кировчане снова смогли услышать шедевры мировой классики в формате «Музыкального путешествия» – так называлась программа, с которой приехал ансамбль. Зал был более чем полон. Билеты на «музыкантов Юрия Башмета» разлетелись в считанные дни. За три недели до концерта купить их было уже невозможно…
В коротком (практически блиц) интервью Юрий Абрамович ответил на вопросы «КП». В чём секрет популярности «живой» музыки в наши дни, почему скрипка Страдивари не всегда звучит так, как хотелось бы, и как изменились кировские дороги – в нашем материале.
О кировских дорогах
– Мы были в Кирове 15 лет назад. Это был первый крупный проект, связанный с юбилеем, – нам было 15 лет. Сейчас нам 30, и мы снова с вами. И наш кировский концерт – снова часть большого гастрольного тура по всей стране.
На прошлой пресс-конференции самый популярный вопрос был про дороги. А в этот раз по пути из аэропорта я не заметил ям. Дороги однозначно стали лучше
О том, почему одна и та же музыка всегда звучит по-разному
– Одно и то же музыкальное произведение всегда исполняется немного по-другому. Потому что материал, из которого состоит музыка, звук, не может быть одинаковым утром и вечером, сегодня и завтра. Есть скелет, конечно, но музыка – это всегда импровизация. И так, как сейчас, она может звучать только сегодня и больше никогда. В этом, видимо, секрет того, что «живые» концерты не потерялись, что они до сих пор актуальны.
Меняется даже запись, сделанная 20 лет назад. Хотя я думаю, что это немного лукавство, потому что меняемся мы, наше восприятие. А запись – это уже документ. И, как говаривал Давид Федорович Ойстрах, документ, который с годами становится обличительным.
О талантах и «Русском танце»
– Музыка – это своеобразный обмен энергией, хоть это слово мне и не очень нравится. Публику не обманешь. Если играть спустя рукава, есть большая опасность погубить будущего Чайковского или Моцарта.
В России очень много талантливой молодёжи. Вот – один из ярких ее представителей – наша скрипка, которая сегодня солирует. Вы услышите пьесу Петра Ильича Чайковского «Русский танец», которая в свое время вошла как дополнительный номер в «Лебединое озеро». Это было связано с тем, что в России шла война с Турцией, и для поддержания русского духа он сочинил эту пьесу. Сегодня она не менее актуальна.
О Страдивари и «китайцах»
Старинные инструменты лучше? Я не так категоричен. Конечно, есть знаменитые бренды, если говорить про скрипку – это Страдивари, Амати, Гварнери… Но есть такая примитивная поговорка у музыкантов – не имей Амати, а умей играти. И это главное.
Наш лучший альтист играет на альте, который подарил мне современный мастер. И у него очень красивое звучание.
Другой пример. На прошлой неделе мы давали два концерта в Сочи. Смотрю – у нашего скрипача какая-то красная скрипка, я её раньше не видел. А он говорит: «Я знаю, какой климат в Сочи – сырость, жара… И заказал себе китайскую скрипку современную за 4 тысячи 600 рублей». Сейчас мы шутим, что «китаец» оказался лучше брендового инструмента. Хотя это, конечно же, не так. Просто современные инструменты – более здоровые, не так реагируют на погоду, на зал…
Страдивари опасен тем, что он сложен даже для очень хороших исполнителей. Сложен тем, что у инструмента настолько мощное своё лицо, что не у многих получается дружить с ним.
У меня есть один такой среди моих смычков. Тембр звука, удобство – потрясающие, он очень дорогой. Но я играю обычной «палкой», купленной очень давно за 12 восточных марок. Не тысяч, а марок! Обычный смычок, ничего особенного. Но я им руковожу, он мне подчиняется, выдаёт разные краски звука. А дорогой… Он благородный, у него очень красивый тембр, но сделать с ним практически ничего нельзя. Как играет, так играет. И зачастую то же самое со Страдивари.
5 фактов про ансамбль «Солисты Москвы»
- Юрий Башмет создал камерный ансамбль «Солисты Москвы» в 1986 году. В 1992-м коллектив принял решение остаться во Франции. Тогда Юрий Башмет набрал новых музыкантов из числа выпускников и студентов Московской консерватории.
- Сегодня в репертуаре ансамбля – более 350 композиций отечественной и мировой классики: от Баха и Моцарта до Шнитке и Денисова.
- В 2008 году ансамбль «Солисты Москвы» стал лауреатом юбилейной 50-ой премии «Грэмми». Об этом Юрий Башмет узнал по звонку президента РФ Владимира Путина.
- «Солисты Москвы» давали концерты на подводной лодке во Владивостоке, на военном крейсере «Петр Великий», на станции метро «Маяковская» в Москве, на космодроме Байконур и на крайней точке России на северо-востоке – в Анадыре.
- «Солисты Москвы» стали первым ансамблем, который дал концерт на легендарных скрипках Амати, Страдивари, Роджери и Гварнери. Для этого музыкантам предоставили раритеты из Государственной коллекции музыкальных инструментов.
Юрий Башмет – выдающийся альтист и дирижер, педагог, народный артист СССР и России, лауреат Государственных премий СССР и РФ, премии «Грэмми», член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Альтистом стал по воле случая – в «скрипичном» классе не хватило мест. В 1972 году приобрел альт XVIII века итальянского мастера Паоло Тесторе, а с 1976-го начал давать концерты. В 1985-м впервые сел за пульт дирижера, заменив своего друга Валерия Гергиева на концерте во Франции. Семья у Юрия Абрамовича тоже музыкальная. Супруга – скрипачка Наталья Башмет, дочь играет на пианино, а сын освоил рояль и флейту.