Главная > Главное > Земельный контроль. Со стороны муниципалитета

Земельный контроль. Со стороны муниципалитета

Недавно исполнилось 17 лет с момента принятия Земельного кодекса России, который среди множества нововведений создал и институт муниципального земельного контроля. Впрочем, несмотря на строгое слово «контроль» в названии этот институт имеет принципиально иной характер: не карательный, а информационно-аналитический.

Не важно, что в документах. Важно, как используется!

Как известно, самыми серьёзными проблемами в сфере землепользования в нашей стране было и остаётся отсутствие чётко установленных границ и учёта объектов, а зачастую и правоустанавливающих документов, а также несоответствие разрешенного использования земельных участков фактическому. Всё это негативно влияет на формирование налоговой базы, хотя земельный налог вместе с налогом на имущество физических лиц и арендной платой является важнейшей составляющей доходов местных бюджетов. Соответственно налицо и серьёзное недополучение доходов.

В этих условиях важнейшую роль начинает играть расчётно-аналитическая функция. Объекты необходимо правильно внести в налоговую базу. Именно по этому вектору пошло федеральное законодательство. Начиная с 2014 года налог на имущество организаций в части офисно-торговых центров и объектов оплачивается от их кадастровой стоимости. При этом факт принадлежности объектов к офисно-торговым центрам устанавливается не только по формальному критерию вида разрешённого использования земельного участка, на котором он расположен, но и по фактическому использованию здания. Иными словами, не важно, что в документах, важно, как используется.

Дорожная карта-2019

– Новая методика проведения государственной кадастровой оценки требует учитывать факт фактического использования как земельных участков, так и расположенных на них объектах капитального строительства. А не только формальный вид разрешённого использования. Теперь при проведении кадастровой оценки кадастровая стоимость будет определяться, исходя из того, какое фактическое использование на дату проведения оценки и сбора информации есть у объекта или земельного участка. А не то, что написано в правоустанавливающих документах. И в этом смысле нет более идеального механизма сбора фактической информации, чем муниципальный земельный контроль, – подчеркнул на рабочем совещании с главами муниципальных образований в правительстве региона министр имущественных отношений и инвестиционной политики Артём Сурженко. – Во-первых, он осуществляется органами местного самоуправления. То есть теми специалистами, кто знает ситуацию на местах и находится в непосредственном общении с людьми. Во-вторых, по итогам муниципального земельного контроля не происходит привлечения к ответственности.

Соответственно, нет того неправильного эффекта, когда люди не понимают, за что их оштрафовали. При этом муниципальный земельный контроль может побудить граждан правильно оформить земельные имущественные отношения и исправить ошибки. Наконец, он позволяет аккумулировать актуальную информацию в одних руках – в органах местного самоуправления.

К сожалению, несмотря на столь большое количество явных плюсов муниципальный земельный контроль в Кировской области долгое время фактически не осуществлялся. Чтобы исправить положение, в текущем году утверждена комплексная дорожная карта по обеспечению эффективной работы муниципального земельного контроля. Более того, разработан региональный законопроект о муниципальном земельном контроле, который планируется представить на рассмотрение депутатов Законодательного собрания уже в апреле.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.