Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Анатолий Чурин — о возвращении педуниверситета, авторитете учителя и личностях в истории

Анатолий Чурин — о возвращении педуниверситета, авторитете учителя и личностях в истории

Анатолий Михайлович Чурин, возглавлявший региональное образование в течение почти 28 лет, недавно отметил 70-летие. Круглая дата стала поводом для большого разговора о школе прошлого и будущего; о книгах, которые важно прочесть в детстве, и юности. Сегодня — окончание эксклюзивного интервью для «КП».

— Сейчас всё чаще говорят о необходимости возвращения педуниверситета в Кирове. Насколько это реально?

— Это хороший вопрос. Потребность в учителях растёт из года в год, а их численность, к сожалению, сокращается, учительство стареет, а настоящей замены нет. Поэтому понятно беспокойство родителей, общественности. Считаю, что закрытие педагогического вуза было стратегической ошибкой, и её последствия быстро преодолеть не удастся. Но, вообще-то, проблема подготовки учителей не ограничивается только восстановлением педагогического вуза. Россия, присоединившись к Болонской конвенции, вынуждена была значительно понизить уровень высшего образования. Бакалавры, которых в основном готовят наши вузы, по уровню своей подготовки дотягивают лишь до уровня выпускника со средним специальным образованием. Поэтому последние годы идёт опасный процесс замещения специалистов с высшим образованием людьми, плохо подготовленными для работы в школе. И вполне закономерно, что уровень подготовки школьников заметно упал.

Вузовские программы педагогического образования требуют кардинального пересмотра с учётом изменений, произошедших в экономике, информационном пространстве, общественной жизни. Нужны серьёзные исследования физиологии, психологии современных детей. При получении образования выпускники педагогических вузов должны иметь хорошую методическую подготовку, или, иными словами, в совершенстве владеть теорией обучения своего предмета. В государстве необходимы шаги по созданию эффективной системы повышения квалификации учительских кадров. Методическая служба должна работать на совершенно ином уровне, опираясь на опыт передовых учителей.

К сожалению, как показывает опыт, университетское образование не способно решать профессиональные вопросы системы образования. Поэтому, на мой взгляд, надо возвращаться к педагогическим институтам, где не только возможно углублённо готовить учителей-профессионалов, но и воспитывать у студентов вполне определённое отношение к будущей профессии. Применительно к нашей области восстановление педагогического института — это вопрос дальнейшего развития края. И делать это надо как можно быстрее. Хотелось бы верить, что руководство региона понимает всю важность этой задачи и у него хватит политической воли для её решения.

— Ещё одна важная тема: повышение авторитета учителя. Что для этого вы считаете необходимо делать прямо сейчас?

— Как это ни парадоксально звучит, забота об авторитете учителей является важнейшей задачей общества и государства. В СССР образование трактовалось, как социальное благо и эта аксиома никогда не подвергалась сомнению. Однако в связи с отказом от социализма и строительством рыночной экономики в нашей стране произошла трансформация образовательной идеологии. Если раньше важнейшей задачей школы считалось воспитание творческой личности, способной осуществлять созидательную деятельность, то устами министра образования А.А. Фурсенко была сформулирована совершенно новая задача — воспитывать грамотного потребителя. Иными словами, образованию отвели место как части сферы услуг. При этом роль учителя кардинально изменилась. В сегодняшней России учитель — это не носитель знаний, не творец и подвижник, а всего лишь исполнитель услуги, мнение которого по вопросам,
не касающимся программы по его предмету, никого не интересует. И соответственно отношение к нему в обществе формируется совершенно другое.

В итоге мы получили моральную дезориентацию молодёжи, утрату ею высоких идеалов. Система образования перестала справляться с давлением голого практицизма, стяжательства, агрессии, коррупции, конфликтности, идущей из социальной среды. А поскольку образование стало трактоваться не как социальное благо, доступное каждому, не как явление культуры, а как сфера услуг, причём во многом платных, школа перестала справляться со своей социальной миссией — обеспечить всем детям равные стартовые возможности, служить социальным лифтом для каждого ученика.

Чтобы остановить процесс деградации системы образования, не допустить дальнейшего нравственного разложения подрастающих поколений, необходимо вернуться к воспитанию нравственности, как естественной задаче образования, и уважительному отношению к учительству. И на основе этого заняться обновлением и пополнением учительского корпуса.

Как известно, показателем социального статуса человека в обществе и индикатором оценки обществом ценности труда и заслуг человека является его зарплата. А важнейшим принципом справедливости является равная оплата труда равной ценности. К сожалению, в России он повсеместно нарушается. Особенно это характерно для оплаты учительского труда. О каком уважении к учителю, его труду можно говорить, если труд учителя в разных регионах ценится неодинаково. Поэтому в качестве важнейшего шага на государственном уровне необходимо восстановить справедливость и вернуться к единой оценке на всей территории России труда учителей.

Он по своей сути одинаков на всей территории страны. Очень интенсивен, и невозможно физически измерить его величину. Поэтому за норму часов учительский труд, независимо от региона, должен оплачиваться одинаково. Это касается и компенсационных выплат за классное руководство, проверку тетрадей, заведование учебными кабинетами. Этот же принцип должен соблюдаться при плате за стаж, за уровень квалификации и т.д.

Ещё одним шагом по восстановлению справедливости и уважительного отношения к учительству должно стать реальное повышение заработной платы. В настоящее время Россия оказалась единственной крупной страной, где самые низкие зарплаты учительства. Давно пора понять, что нищий учитель — это трагедия страны.

Смена образовательной идеологии породила ещё одну неприятную крайность. В последние годы чрезмерно усилилось административное давление на педагогические коллективы. Вся деятельность учителя жёстко регламентируется, не оставляя места для инициативы и творчества. Не случайно инновационное движение пошло на спад, стали возрождаться формализм, погоня за лучшим отчётным результатом. Поэтому жизненно необходимо реальное сокращение административного нажима на сферу образования и её работников. Очень важно беречь время и творческую энергию учительства, оградить его от всего, что мешает работе с детьми. Пора прекратить реформы ради реформ, поскольку затраченные усилия не соответствуют имеющимся результатам.

Конечно, это малая толика того, что государство и общество должны сделать для исправления сложившегося положения. Всемерно заботясь об авторитете учительства, государство и общество решают вопросы национальной безопасности, будущего нашего народа.

— Что вы думаете о компьютеризации современного общества? Надо ли ограничивать использование гаджетов детьми?

— Может быть, я ошибаюсь, но в моём восприятии компьютеризация — это часть мирового прогресса и остановить её не удастся, хотя наряду с благами, которые она несёт, есть много вещей, которые настораживают. Поэтому задача заключается в том, чтобы выработать некие универсальные правила, позволяющие до минимума сократить ее негативные последствия.

— Вы начинали как учитель истории. Можете ли назвать самую уважаемую историческую личность?

— Хотя вся история человечества во многом — история личностей, для меня не составляет затруднений выделить наиболее мною уважаемых. Вы задаёте вопрос, подразумевая всего одну, я же позволю себе назвать две личности — В.И. Ленина и И.В. Сталина. Их имена неразрывно связаны, оба они величайшие политические деятели. Изучение их биографий позволяет прикоснуться к событиям, которые, без всякого сомнения, повлияли на весь наш народ, каждую семью. Они сыграли роль в судьбах нашего Отечества, своими идеями и действиями изменили ход исторического процесса.

Я с благодарностью вспоминаю Советский Союз, который они создали. Это была добрая и удивительно красивая страна моего детства и юности. В ней началась моя трудовая деятельность, родились мои дети. Сейчас с высоты собственного жизненного опыта я понимаю, каким грандиозным по историческим меркам было строительство социалистического общества и какие невообразимые испытания пришлось пережить советскому народу, чтобы воплотить в жизнь извечную мечту человечества о свободе, равенстве, братстве, счастье.

Период жизни в СССР вместил в себя мои школьные и студенческие годы, работу учителем, директором школы, заведующим районным отделом образования и главой департамента образования Кировской области. Советская власть дала мне, простому пареньку из обычной рабочей семьи, образование, обеспечила любимой работой, доверила возглавить сложнейший участок по обучению и воспитанию подрастающих поколений.

И сейчас больно осознавать, что просчёты и ошибки, допущенные в последние десятилетия существования Советского Союза, привели к извращению принципов социализма и воспитанию народа в духе инфантильности, терпимости к проявлениям буржуазной морали.

Почему так случилось? Наверное, можно найти много разного рода причин, но вот как думал по этому поводу В.М. Молотов. Его слова приводит в своей книге «Сто сорок бесед с Молотовым» Ф.И. Чуев:

«Я такого мнения держусь, что для воспитания молодежи, и не только молодёжи, а и стариков, выживших из ума, и людей среднего возраста, не думающих об этих вопросах, не на что опереться, кроме Ленина. А Ленин — считается, давно был, и, значит, надо что-то новое, а суть-то дела в том, что надо поднять всю борьбу на некоторый новый этап, и все вскроется по-новому. Придётся на многое по-новому посмотреть:»

И с ним нельзя не согласиться. Мы забыли, что В.И. Ленин был не только политиком, но и великим учёным, мыслителем, публицистом, юристом, целеустремлённым, образованным человеком, автором многочисленных социально-экономических и философских трудов, знал несколько языков, обладал хорошим ораторским искусством, талантом убеждать и вести за собой массы.. И только ему впервые в мире удалось создать государство на совершенно новой экономической базе, осуществившее небывалый взлёт в научном, техническом и экономическом развитии, приблизившись, а во многом и обойдя первую державу мира США.

Нельзя умалять и достоинства великой личности И.В. Сталина. Давайте на минутку задумаемся — за время его правления СССР сумел вернуть в состав державы все исконно российские земли, утраченные в результате войн и политических интриг. Была создана социально ориентированная экономика, исключающая паразитизм и эксплуатацию. Сталин обеспечил мощный промышленно-технологический рывок, который третий раз в истории спас Россию от уничтожения враждебными силами.

Народно-хозяйственный комплекс страны развивался без кризисов, без кредитов и без иностранной рабочей силы. Была создана «двухмасштабная система цен» — самая эффективная в истории человечества. Прибыль извлекалась из цены не промежуточного, как сейчас, а конечного продукта, поэтому вся система была нацелена на снижение себестоимости продукции и экономию затрат у потребителя. Именно это позволяло стабильно понижать цены и повышать зарплаты.

Выдающиеся личности оставили глубочайший след в истории всего человечества. Он накладывается на хронологию их детища — великой и могучей страны, которую мы потеряли, — Советского Союза.

Я советский человек! И, когда моя страна внезапно исчезла, осталось чувство обиды и растерянности — как у ребёнка, внезапно брошенного родителями. Но до самой смерти я буду с гордостью повторять: «Я родился в СССР! Моя родина — Советский Союз!» И хотелось бы пожелать молодёжи, не забывать эту великую страну, созданную нашими дедами и отцами, и в которую вложило свой труд и моё поколение.

Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.