Главная > Общество > «Кружева» полковника Лопатина

«Кружева» полковника Лопатина

Ах, какие у него резные беседки – просто чудо! Ах, какие у него узорчатые колодцы с изящными навесами и фигурными коньками – прямо диво дивное! А ещё избушки на курьих ножках, роскошные скамеечки для отдыха, въездные ворота под старину, наличники и балясины, входные игровые композиции… Красота неописуемая и душевный восторг!

Любовь к работе с деревом ещё в детстве ему привил отец. Умел он многое: и пестери плёл, и домашнюю мебель сам мастерил. А отцовские корзины, пожалуй, до сих пор ещё мурашинским жителям исправно служат. Хотя лет прошло уже очень много…

Впрочем, выбирая будущую профессию, Геннадий Яковлевич всё же решил связать свою жизнь с железной дорогой – окончил Московский институт железнодорожного транспорта. Потом служил офицером-двухгодичником в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. Тогда и появилось желание остаться в армии. Поступил в военную академию тыла и транспорта. Окончил с отличием. Затем командиром железнодорожного батальона механизации строил пути БАМ в Карелии. А когда успешно защитил кандидатскую диссертацию, стал преподавать в родной академии.

И всё бы, вроде хорошо и ладно складывалось, и перспектива прекрасная: должность – генеральская, работа над докторской диссертацией продвигается успешно… Но стало серьёзно подводить здоровье: в 1995-м практически полгода отлежал в стационаре. Пришлось подать в отставку. И милый город Санкт-Петербург вскоре оставить – посоветовали непременно поменять климат.

Вернулся на родину, в Кировскую область. И первое время, что скрывать, был не в себе – такие неожиданные перемены любого могут выбить из колеи. Но жизнь продолжалась, а сидеть сиднем не в лопатинских правилах.

Тут и вспомнил отцовскую науку. Поначалу сделал кресло-качалку. Потом на кухню обеденный стол и уголок. Вскоре брат попросил своё жильё украсить, следом один из друзей высказал пожелания, сделал заказ… Так постепенно «вышел» Лопатин со своими деревянными узорами и поделками за пределы кухни, квартиры, улицы, города…

– Стал я в это время серьёзно интересоваться историей домовой резьбы. А специальной литературы крайне мало, – вспоминает Геннадий Яковлевич. – Потому многие узоры придумывал сам. Потом приобрел книгу «Город над Вяткой-рекой». Там на странице 93 изображён литературный музей имени Салтыкова-Щедрина. Точнее, фотография этого строения конца XIX века, где присутствовали красивые филёнчатые ворота. И рядом современный снимок, где заснят обычный дощатый забор. Сравнение явно не в «нашу пользу». Естественно, возникло большое желание эти старинные ворота восстановить…

Основной материал в его работе – ель и сосна. Сушка – в естественных условиях. Но здесь, чтобы ворота служили долгое время, пришлось выполнить внутреннюю оснастку металлической. Каркас арки – из уголков, потом щиты, и уже на них укреплялись деревянные украшения.

7 августа 2007 года въездные под старину ворота музея Салтыкова-Щедрина были полностью сданы в эксплуатацию. Так что, можно считать, нынешним летом у них грядёт первое юбилейное десятилетие службы…

Продолжая сбор материалов по вятской домовой резьбе, зашёл однажды Геннадий Яковлевич в музей Хохрякова. А там увидел макет благоустройства усадьбы художника, который помимо прочего включал и беседку для отдыха на свежем воздухе. Предложил свои услуги. Естественно, музейщики были только благодарны такой неожиданной помощи. Ну а Лопатин сказал – сделал: просторная резная беседка по сей день радует глаз всех посетителей музея-усадьбы в Копанском переулке.

Таким получилось начало уличного творчества отставного полковника. Потом были две резные скамейки с надписями-прорезами «Хлынов – Вятка – Киров. Познай историю города и возлюби его красоту», установленные на пересечении улиц Маклина и Дерендяева; украшенный домовой резьбой парадный вход Центра народных художественных промыслов Кировской области, что на улице Воровского, 52; декоративный колодец, лёгкие резные качели и целый комплекс скворечников на территории дома-музея Салтыкова-Щедрина; ворота «солнышко» по образцу старинных ворот на ул. МОПРа, 34, и оконные наличники на здании хохряковского музея; беседка-читальня во дворе научной библиотеки имени Герцена…

Геннадий Яковлевич приводит подробный список выполненных работ, но я в нетерпении перебиваю:

– И сколько же у вас общим счётом беседок и колодцев?

– Беседок получается уже одиннадцать, колодцев – пять, бань украшенных – шесть, резьбой оформленных домов – четыре, – по-военному чётко отвечает Лопатин. И продолжает: – Ещё я украшал «вятскую улицу» на выставке-ярмарке народных художественных промыслов «Зимняя сказка», которая традиционно проходит в Москве, в «Экспо-центре» на Краснопресненской набережной. Семь раз мы брали за оригинальное оформление стенда области вторые места и дважды – первые.

Где же выполняет резные работы мастер? Как правило, в своём неотапливаемом кирпичном гараже. Благо от дома достаточно близко. Соответственно, подобрал рабочую одежду, приобрёл по случаю специальные сапоги, которые выдерживают температуру даже минус 50 градусов. Да и валенки всегда под рукой, перчатки. Впрочем, при производстве музейных ворот помог товарищ – предоставил столярный цех: всё же там просторнее.

Но если народный мастер России Геннадий Лопатин стойко переносит и стеснённые условия производства, и погодные капризы, то техника, даже импортная, напряжённый рабочий ритм выдерживает далеко не всегда. Основной инструмент умельца – электрический лобзик. Знаете, какой он на сегодня по счёту? Уже одиннадцатый!..

– Как-то прикинул, сколько же этими лобзиками я сотворил «кружев»? – улыбается Геннадий Яковлевич. – Получается, если выложить их в линию, более шести километров. Считай, целый Октябрьский проспект по длине…

Впрочем, Лопатин не только сам мастерит новые деревянные узоры. Элементы старинной вятской резьбы он привозит практически из всех своих поездок по городам и весям вятского края. Многое фиксирует на фотоаппарат. Оказывается, даже на территории отдельно взятого региона в этом деле есть серьёзные отличия: если жители северных районов отдавали предпочтение чисто геометрической резьбе по дереву, то в южных больше пристрастия к растительному орнаменту и зооморфным элементам: разным дракончикам и зверушкам…

На основе собранного материала организовал Геннадий Яковлевич две интереснейшие выставки: «Мне жаль деревянной Вятки…» и «Резьба домовая, кружево деревянное…» в музее Салтыкова-Щедрина, которые в итоге подарил городу. Но всё же главная его мечта – создать вятский музей деревянного зодчества – пока не осуществилась.

Пусть у него получится!



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.