Главная > Без рубрики > Выбор редакции > От слайдов господина Кроссо до фильмов в инстаграм-формате

От слайдов господина Кроссо до фильмов в инстаграм-формате

Прародителем кинематографа были демонстрировавшиеся ещё в конце XIX века оптико-арископические картинки, или подвижные «туманные картинки» (слайды). Их в мае 1987 года на Вятку привёз некий господин Кроссо, пригласивший почтенную публику на самый первый просмотр в большом павильоне парка «Аполло»…

Кинематограф на Вятке: первые шаги…

Однако назначенный сеанс пришлось отменить. Он сорвался из-за отсутствия публики по причине плохой погоды. Только на следующий день первый в истории города кинопросмотр состоялся. Далее демонстрация «фильмов» вызывала у публики повышенный интерес, несмотря на плохое порою качество изображения. Как отмечал корреспондент газеты «Вятские губернские ведомости», причиной помех было неправильное регулирование демонстрационной установки.

12 (25) мая 1908 года на заседании Вятской городской думы было дано разрешение Торговому дому «Братья Усмановы» на аренду земельного участка сроком на пять лет и постройку в Александровском саду летнего павильона для демонстрации кинематографа. Месяц спустя, 18 июня (1июля), в построенном летнем павильоне, названном «Прогресс», прошли первые киносеансы. С наступлением осени показ фильмов пришлось перенести в другое арендуемое помещение – в дом на улице Московской…

От слайдов господина Кроссо до фильмов в инстаграм-формате
Кинотеатр Прогресс

Второй кинотеатр, названный «Модерн», принял первых гостей 26 сентября (8 октября) 1908 года в доме Рязанцева на улице Московской, а следом 19 октября (1 ноября) открылся и третий кинотеатр – «Иллюзион».
Последний, разместившийся в здании мещанского общества на юго-западном углу улиц Николаевской (совр. Ленина) и Спасской, выглядел особенно роскошно. Киносеансы в «Иллюзионе» состояли из нескольких картин, чаще всего зарубежных, носящих этнографический или естественнонаучный, реже исторический характер.

Позже стали появляться фильмы, демонстрирующие отрывки из спектаклей. Так, в списке 1907-1908 гг. значились такие фильмы, как «Борис Годунов» по Александру Пушкину, «Выбор царской невесты», «Свадьба Кречинского».

1 (14) августа 1913 года в Вятке открылся кинотеатр «Колизей» – с самым большим зрительным залом, водяным отоплением и собственной электростанцией в специально построенном для этого здании. Именно этому кинотеатру отведена большая роль в развитии кино в нашем городе. С ним связаны и многие страницы в жизни кировчан 1920 – 1960-х. Но, увы, нет ничего вечного. 22 декабря 1977 года в кинотеатре «Колизей в 21 час 25 минут начался последний киносеанс. Демонстрировался художественный фильм «Один из нас». Позже кинотеатр был закрыт, вскоре его снесли, построив на этом месте новое здание художественного музея.

От малого экрана к большому

Обычно кинотеатры показывали фильмы, не имеющие никакого отношения к вятской земле. Однако весной 1923-го на Вятку впервые приехали кинооператоры. И уже 14 июля жители губернского центра в кинозале бывшего Александровского сада могли посмотреть два кинофильма. Первый – о закладке памятника Степану Халтурину, второй – о кожевенном производстве в Вятке. Побывали операторы и на открытии памятника Халтурину, прошедшем в ноябре 1923 года. Уже через месяц во Дворце труда вятчане смотрели кинохронику об этом событии.

При Вятском музее революции, что располагался на углу улиц Ленина и Дрелевского (сегодняшняя Спасская), функционировал в своё время кинозал «Октябрь». Сейчас здесь находится Театр на Спасской. Именно в этом зале в августе 1936-го состоялся премьерный показ первого в мире цветного художественного фильма «Кукарача», выпушенного в США. А спустя месяц в кинотеатре «Колизей» продемонстрировали первый отечественный цветной кинофильм «Соловей-соловушка». При этом в вятских рецензиях на картины отмечалось, что «…краски первого отечественного цветного кинофильма оказались более яркие и насыщенные, чем у «Кукарачи».

В конце 1950-х обычные экраны стали малы для новых фильмов. Зрители обращались к руководству города с просьбой установить киноаппаратуру для показа широкоэкранных фильмов. В итоге для монтажа экрана размером 12,2х 4,75 м и прилагающейся к нему специальной аппаратуры для стереофонического звука был выбран кинотеатр «Октябрь» (кстати, первый кинотеатр города, построенный при советской власти).
После незначительного ремонта и переоборудования зрительного зала в марте 1957 года в кинотеатре «Октябрь» состоялся показ первых широкоэкранных стереофонических документальных кинофильмов «Товарищ уходит в море» и «Счастливая юность», а в июле прошла ещё одна премьера: на этот раз был показан отечественный художественный фильм «Дон Кихот».

Детям – «Смена»

Несколько слов о детском кино. 13 апреля 1957 года в городе Кирове торжественно открылся специализированный детский кинотеатр «Смена». В голубом зале, рассчитанном на 190 зрителей, был показан художественный фильм «Призвание». Чуть позже был открыт розовый зал, рассчитанный на 216 мест.
Именно с детским кинотеатром связана ещё одна страничка истории кинематографа. Всего один день в марте 1993 года потребовался для монтажа новой аппаратуры в одном из залов кинотеатра. И уже через сутки, в 9 часов утра, началась демонстрация полнометражного цветного мультипликационного стереофильма США «Звёздный патруль». Всем зрителям выдавались специальные очки. Смотреть объёмный фильм с первых рядов, куда обычно стремилась сесть детвора, было не совсем удобно.

Ещё один важный этап развития кино пришёлся на начало 1989 года. 20 января в строящемся кинотеатре, которому по просьбе кировчан дали название «Колизей», состоялся первый пробный показ кинофильма для строителей. Демонстрировался широкоформатный фильм «Трактир на Пятницкой».

Кино и «цифра»

Новая эпоха в кино началась с применением компьютерных технологий. В декабре 2002-го после ремонта в одном из залов кинотеатра «Колизей» состоялся первый показ «цифрового» кинофильма. Аппаратную и зал буквально «нашпиговали» киноэлектроникой: динамики объемного звучания, проектор с цифровым процессором Dolby Digital (2D).

Но техника не стоит на месте. На смену 2D приходит 3D. Что такое 3D? Это один из видов компьютерной графики, позволяющий при помощи специального оборудования усиливать глубину восприятия фильма, то есть давать его объёмным. Для достижения этого эффекта зрителям необходимы, в частности, так называемые 3D-очки. Впервые в Кирове в конце 2009 года в кинотеатре «Октябрь» было установлено цифровое оборудование для показа фильмов в формате 3D.

В отличие от формата 3D фильмы, демонстрируемые в формате 4D, влияют на все органы чувств. Так, зритель не просто находится в одной плоскости с героями, но и чувствует всё вместе с ними. К таким эффектам 4D относятся дождь, вибрации, запахи и многое другое. Кроме того, смотря фильмы в формате 4D, вы обязательно будете ощущать холод и жару. А при помощи движения кресел, можно непременно ощутить парочку-тройку землетрясений или табун лошадей возле себя. В 2009 году в Кирове, на ул. Космонавта Волкова, 6, открылся первый 4D кинозал, где на специальной платформе установлено 7 кресел.

Ещё больше эффектов имеет формат 5D. В этом формате в кресла встраиваются дополнительные динамики, вентиляторы, парогенераторы и форсунки. Всё это имитирует реальную атмосферу. Туман, дождь, дыхание зверя за спиной и ураганный ветер… Это воздействует на все органы чувств, добавляя реалистичности в происходящие события. Впервые с аттракционом «5D» кировчане познакомились в октябре 2010-го.

История продолжается и сейчас. Так, в ноябре 2014 года кировчане, посетившие «Галерею Прогресса», смогли посмотреть картину французского режиссёра Ксавье Долана «Мамочка» – первую ленту в истории кинематографа, снятую в формате Instagram…

Анатолий ХОХЛОВ



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.