Главная > Экономика > «Самое главное – обеспечение транспортной доступности»

«Самое главное – обеспечение транспортной доступности»

Нередко можно услышать, что транспортная инфраструктура – это, образно говоря, кровеносная система региона. И верно, оперативное, безопасное и комфортное перемещение пассажиров внутри отдельно взятого населённого пункта либо между различными территориями страны, стабильная работа автобусного парка, железнодорожного транспорта, надёжность и доступность авиасообщения – это залог уверенного социально-экономического развития любой области или края.

– Работа общественного транспорта – тема крайне важная, – подчеркнул на открытии дискуссионного клуба глава региона Игорь Васильев. – Поскольку сейчас достаточно активно обсуждается реформа оказания первичной медицинской помощи, не следует забывать и о такой её составляющей, как транспортной доступности. Поэтому правительство области ведёт непрерывную работу по каждому из этих направлений.

Это и непосредственное обеспечение современным транспортом, и реконструкция дорог, и строительство транспортных развязок и дорожных сооружений. Огромную роль в обсуждении многих проблемных вопросов и принятии правильных решений играют общественные организации. Чтобы не получилось так, что чиновники сами что-то решили, как будет выгодно или удобно, а потом уже все вместе начинаем задумываться: всё ли правильно сделали? Сначала всё же нужно услышать мнение людей и только после этого принимать какие-то решения. Но одно из основных положений здесь – это доступность во всех смыслах, когда поездка доступна финансово, перемещаться людям комфортно, маршруты проложены через качественные дороги…

На земле

Как утверждают специалисты, в мировой практике существует две системы маршрутной сети. Первая подразумевает, что из одного района города в любой другой городской район можно доехать без пересадки.

Вторая не ставит непременной целью наличие беспересадочных маршрутов, её основа – удобная транспортная карта. Наш областной центр, как показывают исследования, в последние десять лет развивается исключительно по первому варианту. И потому нередко наблюдается такая ситуация, когда пассажир, выходя на остановку, томится в ожидании своего маршрута по 10-15 минут, а за это время пять-семь рейсовых автобусов проезжают мимо него полупустые.

– Жечь бензин, чтобы возить воздух, совершенно неэффективно. Поэтому недавно в Кирове была разработана новая маршрутная сеть, но она, к сожалению, не была принята, – заметил во время дискуссии общественный активист, координатор движения «Красивый Киров» Анатолий Курбатов. – Не принята, по причине плохой информационной работы. Многие горожане не понимают, что это не услуга населению. Общественный транспорт – это инфраструктура, которая должна существовать. И если мы хотим иметь качественный городской транспорт, надо переходить на контракты. Более того, единственный вариант на практике, когда общественный транспорт работает, как часы, это вариант единого перевозчика. Наглядно это преимущество показывают примеры Москвы и Казани. Когда все пассажирские автобусные перевозки находятся под единым центром…

– Общественный транспорт – это действительно не та отрасль, где главное – зарабатывание денег. Самое главное – это обеспечение транспортной доступности, – вновь подчеркнул губернатор Игорь Васильев. – И, наверное, правильно, если будет единое управление.

Впрочем, чтобы решить проблему транспортной доступности, надо помнить и о том, что износ автопарка составляет порядка 85 процентов. Поэтому создание единой транспортной компании рассматривается положительно. Как сказала и.о. министра транспорта Кировской области Юлия Попова, уже прошли переговоры с двумя банками, которые готовы вступить в программу лизинга и провести соответствующее оснащение автопарка. Но при одном непременном условии – наличии единого транспортного перевозчика.

Учитывается здесь специалистами и то обстоятельство, что единая транспортная компания может обеспечить безопасность перевозок пассажиров. Это и организация обязательного прохождения медицинского и технического контроля, это и оперативность в работе по замене автобуса в случае его поломки…

– У нас очень мало времени. Поскольку бездействие практически порождает ликвидацию автотранспортных предприятий, – прямо признала Юлия Попова. – На сегодня уже четыре муниципальных предприятия – в Санчурске, Яранске, Кикнуре и Омутнинске – находятся в процедуре ликвидации… Конечно, и потребность современной техники большая. Обновление автопарка – это порядка 400 единиц автобусов и 35 троллейбусов. Программа рассчитана, как минимум, на 5 лет… Поэтому проходит процедуру согласования распоряжение о создании рабочей группы, которая призвана рассматривать все эти неотложные вопросы, взвешивать плюсы и минусы, выносить решения. Рассматривается и прорабатывается дорожная карта с указанием пиковых точек, к которым надо стремиться, чтобы быстрее нормализовать ситуацию.
Минтрансом презентована и федеральная программа по обновлению подвижного состава, согласно которой 60 процентов затрат на лизинг, на покупку автобусов и троллейбусов, отвечающих требованиям экологически чистого транспорта, берёт на себя Москва. Впрочем, пилотный проект будет включать в себя только 20 региональных территорий. Чтобы заявиться и участвовать в этой программе, необходимо иметь ряд нормативных документов, ряд особенностей, по которым и будет производиться оценка и выбор региона. И одно из условий – наличие документа планирования.

– Что такое документ планирования? Это нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего перечень мероприятий в соответствии с федеральным законодательством по организации регулярных перевозок пассажиров, – пояснил генеральный директор ОАО «КировПассажирАвтотранс» Денис Пырлог. – В этом документе на перспективу в пять-семь лет подробно перечисляются все мероприятия, которые планируется проводить в регионе. Но сегодня в области я нашёл только три муниципалитета, у которых есть подобный документ планирования. Не скажу, что он совершенен, не превышает три-четыре странички, но тем не менее. И поэтому, чтобы участвовать в этой программе, необходимо разработать очень качественный документ, получить максимальные баллы. Согласитесь, всё же 60 процентов федерального финансирования – это достаточно серьёзные средства.

Поднимался в ходе разговора и вопрос перевозки пассажиров, имеющих льготы, говорили о сложности получения социальной карты. По словам специалистов, проблему должен решить подготовленный проект «Умный проезд», когда списать стоимость проездного билета с учётом льготной категории гражданина можно будет по обычной банковской карте.

В небе

Год назад в своем обращении к Федеральному собранию президент страны Владимир Путин заявил о необходимости развития региональной авиации и расширении сети местных аэропортов, указав на ненормальность сложившейся ситуации, когда даже в соседнюю область человек, живущий, допустим, на Урале вынужден лететь через Москву.

Действительно, более 70 процентов всех внутренних российских авиарейсов выполняется сегодня через московские авиационные аэропорты – Шереметьево, Внуково, Домодедово. Согласно принятой программе развития региональной сети в течение ближайших лет эти показатели должны снизиться до 50. Вот только наша область в этой программе, к сожалению, не участвует.

Как же развивается авиасообщение на базе аэропорта Победилово? Обратимся к цифрам. Если взять за точку отсчёта 2014 год, то перевозки составляли тогда чуть более 74 тысяч пассажиров. В течение двух последующих лет наблюдался рост, потом по ряду причин произошло падение пассажиропотока. Ну а в этом году авиаперевозки составят уже более 170 тысяч человек. Активно развивается доставка почты. А вот доставка грузов практически на одном уровне – около 80 тонн…

Как заметил во время дискуссии заместитель генерального директора аэропорта Победилово Павел Коновалов, крупные авиаперевозчики не заинтересованы в региональных перевозках, за исключением столичных направлений. Так, в зимней программе полётов авиакомпания «Победа» открывает новые рейсы в Москву и Санкт-Петербург. Впрочем, рассматриваются и варианты осуществления рейсов из аэропорта Победилово в Казань, Самару, Уфу, но только при условии субсидирования.

– В рамках развития авиаперевозок необходимо проработать вопрос открытия региональных компаний, которые будут заинтересованы в развитии собственной маршрутной сети и создании конкуренции крупным перевозчикам, – предложил во время дискуссии губернатор Игорь Васильев. – Но всё же наша с вами главная задача любым способом, который соответствует законам Российской Федерации и является рациональным с точки зрения экономики, обеспечить качественную транспортную доступность для всех без исключения жителей Кировской области. И всё это должно быть завязано в единый комплекс, который должен приносить людям от полёта или поездки только удовольствие.



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.