Главная > Без рубрики > Выбор редакции > Владимир Широков: «Фотография – это жизнь. А жизнь не может быть схематичной»

Владимир Широков: «Фотография – это жизнь. А жизнь не может быть схематичной»

О том, как появилась идея стать «поющим фотографом», Владимир Широков говорит так: «Сначала думал: да это же ерунда какая-то! Фотограф начал петь… Ведь либо он фотограф, либо он поёт. А потом вдруг представил ситуацию: на радио ведущий объявляет: «Для вас поёт фотограф Широков» – и понял, что это – очень весело. А то, что весело, – здорово. Эмоции радости жизни – это важно. Потому что мы все постоянно слишком напряжены…»

Историю Владимира хорошо знают и в Кирове, и в его родном Кирово-Чепецке. В конце 90-х он уехал в столицу и очень скоро стал одним из ведущих фотографов-портретистов страны. Сделанные Владимиром снимки тогда можно было встретить везде. Они «смотрели» с разворотов глянцевых журналов, обложек компакт-дисков, плакатов и афиш популярных артистов. Сейчас понятно: тогда Широков (может быть, сам того не подозревая) создал самую полную фотолетопись отечественного шоу-бизнеса начала «нулевых».

В очередной приезд в Киров (поводом стали открытие выставки и персональный концерт в отеле «Чарушин») Владимир ответил на вопросы «Кировской правды»…

– Как вам кажется, сегодня у фотографа из Кирова или Кирово-Чепецка есть шанс повторить ваш успех? Ему будет легче или сложнее?

– Вставлю ремарку по поводу «добился успеха»… Я ничего не добивался. Добиться может спортсмен, который долго готовился к соревнованиям, а затем лучше всех выступил на Олимпиаде. А я просто жил. Просто вовремя попал в город Москва. Это мой индивидуальный путь. Никакого «рецепта успеха» дать просто не могу, потому что его… нет. Всё зависит от обстоятельств.

У меня получилось так: я очень долго хотел уехать в столицу, а случилось это только в 1998 году. И надо же так совпасть: именно тогда только-только начинался глянцевый бизнес. Его не было, и вот он начал появляться. А для глянцевого бизнеса были нужны фотографы, которые бы чувствовали, что это такое – снимать для журнала.
А я как раз работал в этом направлении. Просматривал огромное количество журналов. И представленный там визуальный мир был мне очень близок.

Любой другой фотограф, который приедет в Москву сейчас, в 2022 году, окажется в совершенно иных, нежели я, условиях. Он будет в числе толп, тысяч фотографов. Всё, на чём я сделал имя, – всего этого сейчас нет. Это невозможно повторить. Это невозможно отмотать назад.

– В Киров сейчас вы взяли с собой фотоаппарат?

– Зачем? Я не репортажный фотограф. Фотоаппарат у меня для работы в студии. Он меня ждёт в день съёмки. Но всегда со мной – телефон, который стал заменителем. Если я вижу что-то красивое или трогательное, то снимаю телефоном. По большому счёту, сегодня на телефон можно сделать снимок, и никто не поймёт, что это сделано не на профессиональную камеру.

Какую-то листву осеннюю под ногами… Птиц, кружащихся в небе… Вчера, когда ехали в Кирово-Чепецк, мне захотелось остановиться и сделать снимок с домом, который мне понравился. Он был очень фактурным – обшарпанным, со старыми подъездами. Я очень люблю такое – уголки, в которых чувствуется время.

Снимаю подобное часто. Например, однажды в Ижевске гулял по городу и выложил потом к себе на страницу фотографии с полуразрушенными зданиями, с отбитой штукатуркой… И какая-то женщина из города вдруг написала с обидой: «Подождите! Но у нас ведь есть и красивые здания!..»

– Вопрос как к фотографу и автору портретов: с каждым вашим очередным приездом в Киров лица жителей города меняются?

– Вчера я был в Кирово-Чепецке, где встречался со своими друзьями в баре, расположенном в подвале. И в какой-то момент я поймал себя на мысли: а я точно не в Москве, точно в Кирово-Чепецке?

Там работают такие классные молодые ребята, которые ведут себя совершенно свободно, легко, с юмором, как в московских заведениях. Лет тридцать назад такое сложно было представить, и изменения, конечно, происходят. Как и по всей стране в течение последних пяти-семи лет. Лица меняются. Даже слово «провинция» уже вряд ли уместно использовать. Настолько всё вполне себе «столично» становится. В Кирове дух города поменялся. А его меняют люди.

– А кто из героев съёмок особенно удивил за последнее время?

– Очень сложный для меня вопрос. Когда у тебя постоянный калейдоскоп событий и встреч, выделить что-то одно очень сложно.

Но скажу так: снимая все эти годы звёзд, я совершенно не работал по такой теме, как фешен. Мне всегда казалось, что мир моды – выдуманный, сказочный. Другое дело – портреты звёзд, это гораздо интереснее. Там надо открывать внутренний мир, внутреннее содержание. Для меня это важно. Это интересный психологический процесс.

А фешен… Казалось: зачем я буду тратить время на эту придуманную сказку? Когда появлялись предложения, я практически всегда отказывался от съёмок. И тут вдруг моя хорошая знакомая – дизайнер Елена Супрун попросила меня снять её новую коллекцию. И представляете, я получил от этого такое удовольствие! В кадре были модели – две девочки фантастической красоты и содержания. Это было так здорово.

– Опыт передаёте начинающим коллегам?

– Иногда мне пишут: «Хотели бы побывать на вашем мастер-классе». А для меня такой формат встреч не очень интересен. Я знаю, что на мастер-класс обязательно придут люди, которые будут спрашивать про техническую часть. А для меня это – не самое главное в процессе. Я даже в какие-то технические характеристики своего фотоаппарата не особо стараюсь погружаться. Просто знаю, что это – самая лучшая камера марки «Кэнон» на сегодняшний день.

Раньше, в 90-х, было мнение: «Фотограф – это тот, кто умеет выставить свет. А те, кто не умеет выставлять свет, снимают при дневном свете, и они не профессиональные фотографы». А у меня 70 процентов моих работ сняты с дневным светом!

Взгляд на фотографию с «технических» позиций – очень узкий. Потому что фотография – жизнь. А жизнь не может быть схематичной. Она всегда очень разная. Как, например, не может визажист каждый раз создавать образ лишь по одной схеме, которой его научили. Потому что лица разные, они отличаются.

На мастер-классе, мне кажется, гораздо интереснее было бы говорить про психологию. Момент работы – самое важное, потому что мы имеем дело с живыми людьми. А живым на фотографии человек будет тогда, когда ему комфортно. В противном случае мы получим испуганное лицо «на документ».

– Были звёзды, которых так и не удалось раскрепостить?

– Сложности в коммуникации случаются. Но в процессе съёмки результат всё равно рождается всегда. Иногда он не совсем такой, какой я бы хотел. Но всё равно хороший.
Если человек сопротивляется – работать бессмысленно. Но если известный человек пришёл ко мне в студию, значит, у нас интерес обоюдный – чтобы получился хороший портрет. Звезда начинает работать, даже если у неё внутри происходит совсем другой процесс.

– Кроме фотографии вы успеваете записывать песни и снимать фильмы. Какие ещё направления для творчества в планах?

– У меня есть такой девиз: всё должно совпасть. Как в моей истории с пением. Не было такого, что я сел, подумал: «А неплохо, если я буду петь…» – и вдруг запел. Нет.
У меня – четыре класса кирово-чепецкой художественной школы. Другого специального образования нет. На этой базе я живу уже много лет. Это так смешно, так странно – люди оканчивают академии… А я – совершенно обнаглевший человек, который уже столько лет пользуется полученными когда-то в Кирово-Чепецке знаниями.

Пение появилось в моей жизни совершенно неожиданно. Просто попросил послушать меня оперного певца Юсифа Эйвазова, а он вдруг ответил: у тебя диапазон, тембр – давай вперёд, пой!

И началось. Пошли процессы, появились идеи. Я понял, что хочу петь песни из фильмов. Нашёл музыканта – гитариста Дмитрия Спиваковского, с которым мы с 2015 года вместе выступаем. Уже 100 концертов сыграли вместе. А в феврале-марте планируем сделать большой концерт в городе Кирове.

– А свои песни не хотели записать?

– Вот об этом и речь! Меня постоянно спрашивали, почему я не пою свои песни. Почему перепеваю известные? Но всерьёз я об этом не задумывался. Пока знакомый автор не попросил переслать одному очень известному певцу свою новую композицию – «Замело». Ко мне часто обращаются с такими просьбами, и в этом не было ничего удивительного.

Я отправил песню. В ответ получил «ок» и – всё… О том, берёт он песню в репертуар или нет, он почему-то не ответил. А мне было обидно: песня-то хорошая. И тогда я решил взять «Замело» себе. Связался с авторами, которые предложили продать мне её за 150 тысяч рублей.

Я отказался. Всё-таки я не в шоу-бизнесе, где всё понятно: есть хит, будут и концерты, пойдёт волна… А я – фотограф. Зачем мне покупать песню, которая потом «ляжет в ящик»? Которую я запишу, послушаю вместе с друзьями и – всё…

Но вдруг автор мне позвонил и предложил отдать её просто так. При условии, что я буду рассказывать всем, кто её написал.

В итоге композиция вышла и получила отклик. Я просил многих звёзд сделать её репосты на своих страницах. И это сделали многие, к кому я раньше никогда не обращался. Я понял, что это тот случай, когда нельзя деликатничать.

– Чем удивите публику в ближайшем будущем?

– Уже в декабре выйдет клип на песню «Замело», записанную как дуэт с певицей Алсу.
Она оказалась в числе тех, кто написал мне добрые слова о песне. Я прочитал её отзыв и потом, пересказывая его кому-то, сказал: «Вот и Алсу песня понравилась. Она даже предложила записать её дуэтом».

Сказал я это и задумался: а откуда я это взял, про дуэт? Поднял переписку, но ничего не нашёл. Но ходил с этой мыслью, идеей: дуэт с Алсу. А потом просто написал ей: «Алсу, привет! Это я. Вот откуда-то взялась мысль – записать с тобой песню «Замело». И она меня не отпускает. Я сейчас должен тебе об этом сказать. А ты меня должна послать подальше, чтобы я успокоился».

А она отвечает: «Я не буду тебя никуда посылать. Мне нравится эта песня. И мне нравится идея записать её с тобой дуэтом. И мы это сделаем». Я: «В смысле?!» Она: «Да, я согласна». Я: «Нет, так не может быть».

Мы с ней знакомы с 1998 года. Для меня она была самой первой звездой для глянцевого журнала. А в результате стала самой первой звездой, с которой я записал дуэт.

И вот она записала свой вокал. А мой звукорежиссёр «склеил» его с моим вокалом. Мы сняли клип. Всё, он уже утверждён. Премьера – в декабре.

А дальше будет и новая песня. На этот раз весёлая, ведь «Замело» – это вещь о расставании. Слова и музыку для будущей премьеры я сейчас пробую написать. Уже готов припев, и некоторые знакомые авторы песен оценили его как удачный. Надо дописать саму песню и куплеты. Это мой первый опыт. Долго не решался. Потом всё-таки взял верх внутренний азарт. Так что, не исключено, уже скоро можно будет сказать: «Вам понравилась эта песня? Да? А её написал я!»

Фото Арсения Эскелинена



Читайте наши новости первыми - добавьте «Кировская правда» в любимые источники.